Следствие направило материалы «третьей Бахчисарайской группы» по делу Хизб ут-Тахрир в военный суд
Материалы «третьей Бахчисарайской группы» по делу Хизб ут-Тахрир направлены в военный суд для рассмотрения по существу. Сторона защиты закончила ознакомление с материалами уголовного дела и сейчас ожидает назначения даты предварительного судебного заседания. Об этом «Крымской солидарности» рассказала адвокат Лиля Гемеджи.
«Всем обвиняемым - четверым крымским татарам, один из которых находится на домашнем тресте, а трое других - в следственном изоляторе города Симферополя, уже вручены обвинительные заключения. Также они вручены защитникам, а само дело направлено в Южный окружной военный суд», - рассказала Гемеджи.
Сторона защиты полагает, что материалы данного уголовного дела немногим отличаются от предыдущих политических дел в Крыму и сфабрикованы против крымских татар в нарушение норм международного гуманитарного права. В экспертизах, фигурирующих в качестве краеугольного камня обвинения, защита обнаружила грубые нарушения.
«Фоноскопия не смогла определить голоса, более того фонографическая экспертиза полна ошибок, в частности, фигурируют лица, которые не привлекаются по данному уголовному делу. Тем не менее, специалистов-фоноскопистов подменили так называемые скрытые свидетели, которые якобы опознавали голоса наших подзащитных», - уточнила защитница.
11 марта 2020 года в Бахчисарае прошли обыски сразу в нескольких домах крымских татар: Энвера Мустафаева, Амета Сулейманова, братьев Сейтумера и Османа Сейтумеровых, их дяди Рустема Сейтмеметова. Также обыск был проведён в доме экс-активиста «Крымской солидарности» Сейтумера Сейтумерова, который несколько лет назад вынужденно покинул Крым.
Энвера Мустафаева после опроса отпустили. Сейтумеру Сейтумерову (1988 г.р.), Амету Сулейманову (1984 г.р.), Рустему Сейтмеметову (1973 г.р.), Осману Сейтумерову (1992 г.р.) вменяют часть вторую статьи 205.5 УК РФ. Сейтумеру Сейтумерову, находящемуся с 2018 за пределами Крыма, вменяют часть первую статьи 205.5 УК РФ.
12 марта 2020 года ходе первого заседания по избранию меры пресечения троих фигурантов дела Киевский районный суд оставил в СИЗО Симферополя до 10 мая 2020 года. По ходатайству следователя УФСБ в Крыму Грамашова судья Андрей Долгополов отправил Сулейманова Амета под домашний арест до 10 мая 2020 года из-за состояния здоровья.
В 2007 году после обследования в стационаре больницы города Бахчисарай Амету Сулейманову был поставлен диагноз: артериальная недостаточность и митральная недостаточность. Врачи рекомендовали замену сердечного клапана. Он ежегодно проходил курс терапии и лечения в больнице имени Семашко в отделении ревматологии.
Согласно материалам дела, обвиняемые не имели оружия, взрывчатки, боеприпасов, не планировали совершать террористический акт и не призывали других к осуществлению террористических действий. Материалы дела содержат аудиозаписи, на которых зафиксировано, что обвиняемые вели дискуссии на религиозные и политические темы. Что фактически и явилось единственным доказательством совершения ими преступления «террористического характера».
По мнению правозащитного центра «Мемориал», который более 15 лет наблюдает за различными формами давления на мусульман в России, а после 2014 года и в Крыму, «государственная пропаганда использует и усугубляет бытовую исламофобию, сращивает ислам и терроризм в сознании обывателя. Гражданский контроль за такого рода преследованиями минимален, спецслужбы получают возможность многократно завышать показатели раскрываемости террористических преступлений (собственную полезность), манипулируют представлениями о террористической угрозе, подменяют реальную антитеррористическую борьбу имитационной.
Однако этим не исчерпывается политический мотив преследования мусульман в Крыму. За 4 года Крым вошёл в тройку регионов с самыми масштабными преследованиями участников ХТ российскими властями. Целью российских силовиков стала исторически нелояльная группа — крымские татары (за редкими исключениями все фигуранты дел об участии в ХТ идентифицируют себя с этой национальностью). Упрочение власти в регионе достигается как арестами, так и десятками обысков в домах и мечетях», - говорится на сайте «Мемориала».
Осман Сейтумеров. Фото: Крымская солидарность