Дата публикации: 31/08/2020

Ни месяца без обысков в Крыму. ФСБ снова пришла в дома крымских татар

После утренних обысков в домах крымских татар задержаны четыре человека: корреспондент и стример «Крымской солидарности» Айдер Кадыров из Нижнегорского района, религиозный деятель Ридван Умеров и сотрудник МЧС Айдер Аблякимов из Судака, строитель Энвер Топчи в Советском районе Крыма.

«Понятые были в масках, как и сотрудники. Четверо (сотрудников – КС) стояли в доме, двое стояли в пристройке, еще двое - во дворе. По периметру нашего забора стояли пять человек. Плюс на родительских воротах стояли двое-трое человек, еще во дворе двое-трое. Их было много - две большие машины», — рассказала про обыск в своем доме Насие Топчи.

На данный момент неизвестно - по каким причинам сотрудники спецслужб пришли со следственными мероприятиями в домовладения вышеперечисленных лиц. Никому из задержанных следователи не оставили копий постановления на обыск, кроме протокола следственных действий в доме Ридвана Умерова.

По словам супруги Айдера Кадырова - Ульвие, силовики задавали ее мужу вопросы про некого Умитджона Дададжонова, обвиняемого по части 2 статьи 205.5 УК РФ, а обыск в их доме был формальным и очень быстрым.

В проколе обыска у Умерова Ридвана фигурирует дежурная фраза следствия - «в целях отыскания и изъятия предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела». Какое это дело и с чем связано задержание сына, родители Умерова не понимают. Но сотрудники спецслужб заверили их, что к вечеру сына отпустят.

«Сказали, что везут в Симферополь на Франко (в здание УФСБ - КС) для дополнительного допроса и к вечеру отпустят», - рассказал в комментарии «Крымской солидарности» отец Ридвана Умерова.

Кроме этого, со слов родных стало известно, что 14 августа Айдера Аблякимова вызывали официальной повесткой в качестве свидетеля на допрос в УФСБ России по Республике Крым и Севастополю. 19 августа аналогичной повесткой был вызван и Энвер Топчи. Мужчины выполнили требование следователя ФСБ Шерстюкова, за подписью которого выданы повестки, и явились в назначенные даты. Консультативную и юридическую помощь им оказывали адвокаты Эдем Семедляев и Эмиль Курбединов.

Сегодня в ходе следственных мероприятий квалифицированую защиту взялись осуществлять адвокаты Алексей Ладин, Эмине Авамилева, Сафие Шабанова и Марлен Халиков. Но адвокат Алексей Ладин до сих пор не может пройти в здание УФСБ в Симферополе.

«Около 9.40 утра "ГАЗель", в которой находился Кадыров, заехала во двор здания УФСБ, однако дежурный ФСБ поясняет по телефону, что у него нет информации по его задержанию. Айдер уже более 2,5 часов находится в здании ФСБ. Доступа адвоката до сих пор нет. Направлено обращение в Прокуратуру Крыма», - написал Ладин на своей странице в Facebook.

Правозащитница Лутфие Зудиева считает эти действия силовых структур намеренными периодическими акциями психологического давления на крымскотатарский народ.

«В Крыму уже не проходит ни месяца без обысков. Спецслужбы все активнее пытаются продемонстировать свои доведенные до автоматизма умения и способности в надежде на одно - пассионарность крымских татар, крымских мусульман иссякнет под давлением этих бесконечных формальных следственных действий, судов в Крыму и в России, а по сути политики запугивания и давления. Но в Крыму уже в каждом доме говорят про обыски, про аресты. Не осталось ни одной семьи, где не было бы политзаключенных или куда бы не пришли с обыском, пусть даже в отдаленной степени родства. Это вызов, который брошен целому народу», - поделилась своим мнением правозащитница.

Адвокаты Эмине Авамилева, Марлен Халиков, Сафие Шабанова также направили жалобу в Прокуратуру Республики Крым .

«С 09:30 утра и по настоящее время нас не допускают к нашим подзащитным, хотя нам известно, что они находятся в здании УФСБ и мы полагаем, что на них оказывается психологическое давление с целью дачи ими признательных показаний и самооговора. Просим принять к сведению и все необходимые меры прокурорского реагирования», - говорится в тексте обращения защитников задержанных крымских татар.

Ахмаджон Кадыров - отец Айдера Кадырова позвонил в полицию на линию 102 и оставил заявление о пропаже сына. У входа в здание ФСБ семья узнала сотрудника, который присутствовал на следственных мероприятиях утром в их домовладении. Однако на проходной в ФСБ утверждают, что людей с такими фамилиями и именами сюда не доставляли.

"Мы знаем, что они здесь. За машинами сотрудников из Нижнегорского района ехали наши ребята и видели как во двор заехали эти машины. Видели как "Шкода" из Судака приехала сюда. Поэтому мы никуда отсюда не уйдем", - рассказал отец Кадырова.

Обновлено в 13.45, в 16:35. Добавлена информация о жалобах адвокатов и заявлении на 102 от отца Айдера Кадырова.

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний