Дата публикации: 09/07/2020

«Мы растили детей не для ваших тюрем». Крымские татары пришли к Совмину и хотят увидеть Аксенова

Ветераны крымскотатарского движения и родители политзаключенных снова пришли под здание Совета министров Крыма. Они требуют встречи с главой Крыма Сергеем Аксеновым. Первый визит состоялся вчера, но к митингующим вышла работница аппарата правительства Крыма. Она заявила, что Аксенов не имеет отношения к обыскам и задержаниям и не сможет принять их. Об этом сообщает общественный защитник Сейтосман Каралиев, который сопровождает делегацию пожилых людей.

По словам собравшихся, они намерены добиться личной встречи с чиновниками и требовать прекращения репрессий. 

Накануне, 7 июля Сергей Аксенов назвал семерых задержанных крымских татар «персонажами», которые «должны и будут сидеть в тюрьме», а также поблагодарил местных силовиков за аресты.

10.30 утра.Пожилые люди, ветераны крымскотатарского движения и родители политзаключенных принимают решение идти к зданию Совета министров Крыма и требовать встречи с Аксеновым. Люди садятся в автобусы и выезжают к площади Ленина в Симферополе.

«Вы слышали, наверное, многие наши дети, наши соотечественники сидят в тюрьмах. Все, наверное, слышали, что глава Крыма в соцсетях заявил, что этих людей посадили якобы по праву и им подобные люди могут уезжать, или их тоже ждет тюрьма. Наши ребята, наши дети – они невиновны. Они соблюдают свою религию. Это клевета в адрес моего народа. Я не хочу оставаться в стороне, не хочу оставаться равнодушным», - говорит Меметов Исмет. Его зять - Айвазов Раим находится под арестом с апреля 2019 года. 

10.45 утра. Делегация подошла к Совмину. Один из ветеранов проходит в приемную на проходной и хочет узнать о том, когда Аксенов готов выйти к делегации.  Оставшиеся пожилые люди ожидают на входе в здание.

«Настала точка кипения. После публикаций, которые были сделаны главой Крыма, старики решили приехать поговорить. Выразить свое возмущение хотят. Вчера вышел человек в качестве посредника. Руководитель Госкомитета по делам межнациональных отношений Альберт Кангиев дал свой телефон. Но они не хотят ни с кем, кроме Аксенова говорить», - рассказывает в прямом эфире Сейтосман Каралиев, который решил сопровождать делегацию в целях безопасности пожилых людей.

10.50 утра. К людям выходит человек в форме охранника и говорит, что они вчера уже приходили. Им сказали, что готовы принять делегацию в количестве 5 человек у Альберта Кангиева. Но они снова пришли в полном составе и с теми же требованиями. У здания Совмина появляются люди в масках, сотрудники полиции и ППС.

«Он назвал наших детей «персонажами», я с этим категорически не согласен», - возмущается Велихаев Усеин. Его поддерживает еще один пожилой человек - Шевкет Киямов и высказывается на крымскотатарском. «Мы определили от себя делегата. Это учитель истории – Энвер оджа Сейтмеметов. Пусть он идет. Но мы именно с Аксеновым хотим говорить. Пусть объяснит свои слова. Я настаиваю на этом. Нам не нужны заместители, представители. Пусть отвечает сам за свои слова, которые написал в соцсетях».

11 утра. К делегации подходит глава Государственного комитета по делам межнациональных отношений Крыма Альберт Кангиев и сообщает, что собравшимся Глава Крыма не выйдет. Оперативную съемку всей делегации, включая диалог Кангиева с делегацией пожилых людей на мобильный телефон ведет человек в гражданской одежде. На просьбу представиться он отвечает отказом.

 «Я приехал для того, чтобы сказать вам - Сергей Валерьевич не выйдет. Если вы хотите конструктивного диалога, я вам предложил алгоритм действий. <...> Я понимаю ваше душевное отношение - я хочу вам помочь. Если вы меня не воспринимаете, как человека, который озвучивает позицию, ну это ваши трудности, я так скажу. Если все мы вместе примем решение идти по пути нормального диалога, мы должны это решение принять. Нет желания? Или есть желание, чтобы вышли - я вам сразу говорю, не выйдет. Если на этом закончили разговор, я еще раз повторюсь, дальше работает закон. Закон в таком количестве, так рядом стоять не позволяет сегодня. Одна причина коронавирус <...> Есть распоряжение, которое ограничивает массовые мероприятия. Если мы законопослушные граждане РФ, вы должны выполнять законодательные требования», - говорит крымским татарам Кангиев. 

Кангиеву задает вопрос один из участников делегации: 

«Вы верите, что крымские татары, которые сидят, и над которыми чинятся суды, они на самом деле террористы? Вы верите в это? Вот как крымский татарин, скажите, вы верите? Если вы скажите «да», мы повернемся и уйдем, вы верите? Или нет? Один вопрос - они террористы? Они готовили теракт?»

«Для того чтобы назвать человека террористом или то,что он не является террористом, для этого нужно какое-то определение. Может определение суда. Если мы не верим в правосудие, надо сразу сказать мы в правосудие не верим», - отвечает чиновник.

В разговор вклинивается отец политзаключенных Шукри Сейтумеров и задает вопрос Кангиеву: 

«Скажите пожалуйста, кто был не прав. Сталин выселяя в 1944 году крымских татар? Или (президент России - КС) Путин, который принял указ о реабилитации крымских татар?», - спрашивает он. 

«Кто был не прав, то что наш народ пострадал в 1944 году?, - переспрашивает Кангиев и продолжает, - это одно лицо ответственное за это дело, все остальные были его подчиненными, мы знаем о ком разговор идет».

Высказывать свою точку зрения продолжает Шукри Сейтумеров: 

«Я практически 50 лет ждал пока прокуратура вынесет определение, что в действиях моего дедушки, которого расстреляли в 1938 году состава преступления не было. Это мой дед. Сегодня сидят в той же тюрьме его правнуки. Я не собираюсь еще 50 лет ждать. Может до этого времени я не доживу, когда вынесут следующее судебное  определение». 

«Я считаю что такого не будет что вы будете ждать 40-50 лет», - отвечает ему Кангиев. 

«Не давайте так слово, от тюрьмы и сумы не зарекайся говорят. Поэтому мы и хотим быть уверены что эта «ошибка» не произойдет с нашими детьми», - отвечает ему Сейтумеров.

«Это не произойдет», - вторит Кангиев.

«Это уже происходит! Книги подкидывают, сидят наши дети, если идет такое уничтожение народа почему вы работаете в этой структуре? Почему вы не действуете?» - перебивают его делегаты. 

Представители делегации в очередной раз высказывают недовольство из-за того что глава Крыма отказывается выйти к ним на встречу: 

«Он (Кангиев - КС) не решает эту проблему, мы пришли к Аксенову. Опять начинают разными путями нас отсюда проводить. Мы требуем чтобы он (Аксенов - КС) вышел сюда, увиделся с нами. Мы хотим посмотреть в его глаза и спросить его на каком основании в отношении нашего народа он такие вещи говорит. Целый народ (ему - КС) практически не нравится, мол пусть уезжает. Мы вернулись сюда не для того чтобы уезжать отсюда, а жить здесь. И нас никто здесь не ждал. (Сегодня - КС) мы опять таки сталкиваемся с проблемами , которые были когда-то».

Слово берет брат политзаключенного Рустема Сейтмеметова и дядя Османа и Сейтумера Сейтумеровых Энвер Сейтмеметов и начинает эмоционально обращаться к чиновнику: 

«Любой крымский татарин, который знает, что его деда, отца, мать обвинили огульно, он никогда не скажет, что его родители были предателями. Вот, точно также дети которые сегодня растут без отцов и которым говорят твой отец, брат - предатель (Сейтмеметов вероятно оговаривается, имея в виду обозначение “террорист” вместо “предатель” - КС), они никогда в это не поверят. Людей за книги не сажают, людей сажают за поступки, за призывы!».  

К Сейтмеметову и другим делегатам обращается Кангиев: 

«Примите мое предложение, я вам не враг. Я оставил свой контактный телефон. Я готов встретиться в любое назначенное вами время и обсудить эти вопросы. Не просто так...» 

Его перебивает Сейтмеметов: 

«Донесите туда (показывает на здание Совмина, имея в виду Аксенова - КС) что среди крымских татар нет террористов и чтобы наших всех ребят отпустили. И чтобы прекратили издевательство над нашим народом». 

«Договорились», - неуверенно и тихо отвечает Кангиев. 

Собравшиеся под зданием Совмина ветераны крымскотатарского движения крымских татар и родственники политзаключенных начинают читать дуа. После - собираются и уезжают к зданию Киевского районного суда, где избирают меру пресечения последним двоим из семи задержанных во вторник 7 июля. 

13.00 дня. Под зданием суда они снова собираются и дают комментарии по итогу поездки к зданию Совмина. Слово берет Шукри Сейтумеров: 

Я один из тех, кто участвовал на предполагаемой встрече с человеком, фамилия которого Аксенов. Это реакция стариков, которые присутствовали на вот этом судебном заседании, где определяли меру пресечения двум нашим соотечественникам. Реакция на последние события и в первую очередь на слова, сказанные этим "персонажем", будем так говорить, его же словами.

<...> Это то, что подтолкнуло стариков <...>  попытаться увидеть этого человека, потребовать, чтобы он вышел к старикам и объяснился, принес свои извинения за как мы поняли угрозы с его стороны и несправедливое определение к нашим молодым ребятам, детям, внукам, мужьям, которые сегодня вынуждены испытывать ту несправедливость, которую это государство решило применить к нашим молодым соотечественникам и к старикам в том числе, якобы причастным в террористической деятельности. 

Представитель этих стариков обратился в приемную (Совмина - КС) с просьбой чтобы <...> он (Аксенов - КС) вышел и объяснился перед нашими стариками относительно высказанного им в соцсетях. К сожалению, вместо него прибыл на как говорится обсуждение этого вопроса наш соотечественник, я не буду называть его фамилию, все его знают, который решил предложить нам вариант встречи в кабинете у этого персонажа. На что наши уважаемые старики ответили отказом, сказали раз этот человек имел возможность сидя в кабинете бросаться так словами в адрес нашего народа, то пусть он имеет смелость выйти и сказать этой группе в 30-35 человек все что он высказал в соцсетях. К сожалению, он этого не сделал, не вышел. До нас донесли, что этот человек очень занятой и выходить встречаться с нами не будет, но просит к себе в кабинет группу в 3-5 человек, которые могли бы с ним в кабинетной атмосфере обсудить этот вопрос. Однако суть не в том, чтобы обсуждать, а суть заключалась в том, чтобы потребовать от этого человека, если я правильно понял, чтобы он извинился за высказанное в адрес не только семей тех, которые сейчас находятся в заключении, но и перед всеми крымскими татарами.

<...> Суть поездки стариков заключалась в том, чтобы потребовать от главы исполнительной власти нынешнего Крыма, признания своей ошибки в своих высказываниях. Чтобы он впредь этого не допускал, так как мы это восприняли с одной стороны как угрозу, а с другой стороны как попытку в завуалированной форме в очередной раз вежливо попросить определенную часть или весь крымскотатарский народ покинуть Крым. Мы сюда возвращались не для этого, мы приехали сюда жить. И если кому-то это не нравится, то пусть покупают билеты и едут туда откуда они приехали. Я думаю, что то, что я сейчас сказал выражает точку зрения присутствующих здесь и всего народа соответственно.

Слово берет Велихаев Усеин: 

<...> Сегодня наш народ обвиняют в терроризме <...> Аксенов говорит о каких-то законах? В каких законах говорится (о возможности - КС) подкидывать книги, а потом обвинять в терроризме. В каких законах написано, что слепые люди, пенсионеры -   террористы. Кто такой террорист? Это тот, кто терроризирует. Кто сегодня терроризирует? После их терроризма наши дети по две недели не могут разговаривать, заикаются. 

Я обращаюсь к своему народу, старикам, бабушкам, всему, народу своему, если мы не откроем глаза это потихоньку будет идти к 44-му году. Я хочу обратиться к Мустафе Джемилеву, к Рефату Чубарову. Мы знаем, что вы не сидите сложа руки, вы работаете на этом пути, но мы старейшины требуем от вас чтобы вы больше прилагали усилий.

Обращайтесь к мировому сообществу, поднимайте крымскотатарские диаспоры во всех странах, где они только есть. В Турции, Румынии, в Америке в многих местах, обращайтесь в разные инстанции, но делайте что-то пока не произошла эта трагедия. 

Эта трагедия каждый день идет над нами, над нашими детьми, над нашими внуками. Это нужно как-то остановить. Мировое сообщество промолчало, проглотило 44-й год, (сегодня - КС) это возвращается. <...> И второе хочу подчеркнуть - не Аксенову учить нас нашей религии, не ему надо учить. Пусть он учит христиан христианству, а мы свой Ислам лучше знаем - как мы будем поклоняться и Кому мы будем поклоняться.

Аллах разы олсун.

Прямые эфиры событий доступны по ссылкам:

LIVE. Крымские татары пришли к Совмину. часть 4

https://www.facebook.com/crimeansolidarity/videos/1200874540245084/?vh=e&d=n

LIVE. Крымские татары пришли к Совмину. часть 3

https://www.facebook.com/crimeansolidarity/videos/591463538396942/?vh=e&d=n

LIVE. Крымские татары пришли к Совмину. часть 2

https://www.facebook.com/crimeansolidarity/videos/586425145379409/?vh=e&d=n

LIVE. Крымские татары пришли к Совмину. часть 1

https://www.facebook.com/crimeansolidarity/videos/1480254372174723/?vh=e&d=n

Яз, умметим!
Поддержи политзаключенных
Мнения
График судебных заседаний