«Не оставайтесь в стороне, не проявляйте слабость», - Билял Адилов
«Моя история берет начало со Средней Азии, когда крымскотатарский народ жил в депортации на закате социалистического режима. В детстве меня часто возили в г. Ташкент, где жили родители моего отца. Видя их образ жизни, я получал соответствующее воспитание.
Мой къартбаба (прим. дедушка) прожил интересную жизнь, но это я узнал от моего эмдже (прим. дядя).
Их семью раскулачивали и он тоже прошел сталинские лагеря, строя «Беломор-канал». После смерти Сталина он возвратился к семье. В моей памяти осталось то, что он постоянно читал Коран, делал пятикратный намаз и проводил исламские обряды.
Моя бабушка родом из деревни Баксан Карасубазарского района (прим. Белогорского р-на). Она тоже рассказывала, что во время войны с немецкими захватчиками в её деревне очень много казнили и сжигали живьем моих соотечественников за связь с партизанами.
Будучи юношей я узнал, что мой отец был активистом крымскотатарского движения. Он был одним из участников «Красной площади» и протеста в п. Марьино в 1967 году, когда они установили палатки. Он рассказывал, как их хватали и вывозили сотрудники КГБ за территорию Крыма. Но они возвращались и продолжали свою борьбу за возвращение крымских татар на нашу землю и за свои права.
Хвала Аллаху, в конце 80-х мой народ стал возвращаться в Крым и обустраиваться. Но борьба не прекращалась. В конце 90-х я два года подряд был участником нашего хода из Первомайского района в Симферополь. В 2005 году я перебрался в Симферополь и почувствовал, что здесь активней живет мой народ и много молодёжи соблюдает Ислам. Я легко влился в народ, проводил религиозные обряды и чувствовал его пульс.
С приходом России я, как и мой народ, почувствовал притеснения. Начались убийства, без вести пропавшие и арестованные крымские татары, которых обвинили в экстремизме и терроризме. Мне было небезразлично, так как опять, как и в 44-ом, когда обвинили крымскотатарский народ в предательстве и одели ярлык «врагов народа», так и сейчас, ложно обвинив общественность, хотят надеть ярлык террористов. Народ мой сразу понял, что это новая форма депортации, которая несет под собой запугивание моего народа, чтобы мы добровольно покинули Крым.
Я добавлю пару строк из своего стиха:
Для татар это не гавань и не здравница.Мы веками здесь жили - вот в чем разница.Здесь мы сформировались как один народ.В мире жил и созидал он этот Исламский род.
Я выходил в поддержку моих соотечественников, когда их арестовывали и обвиняли в терроризме. Я, как и все, кому не безразлична судьба моего народа, выражал своё недовольство нынешнему режиму, за что штрафовали и сажали в СИЗО на несколько суток. Некоторые мои соотечественники из-за страха перед этой властью стали покидать Крым. Но и мне сказали покинуть Крым, так как я был оштрафован и был у них на заметке. Но я не побоялся и продолжал ходить туда, где притесняли моих соотечественников, то есть на аресты и суды.
Я понимал, как мусульманин, всю ответственность перед Всевышним Аллахом, что если я проявляю слабость и страх, то в Судный день мне воздастся за это и как я мог опозорить память своих предков и тех, кто жертвовал собой ради светлого будущего своего народа и права соблюдать свою религию. Я задавал себе вопрос: «Кто, если не я?». И, оказалось, таких не мало, но хотелось, чтобы было больше.
«Халкым»
Халкъ ичюн мен ойлягъанда, козь яшым тюше козьден,Насыл севем мен халкымызны эгер бильсеидинъиз сизлер!Къартбабайлар, бабайлармыз Ислам тербие бердилер бизге,Эй, кардашым, уян тез-тез, атеш яна уюнде.
«Мой народ»
Когда я думаю о своем народе, слезы катятся из глаз,Как люблю я мой народ, если бы знали вы!Наши дедушки, наши отцы дали нам исламское воспитание,О мой брат, проснись скорее, пылает твой дом уже!(перевод)
В марте 2019 г. меня, как и других моих соотечественников, арестовали и обвинили в терроризме. Группу из 24-х крымских мусульман вывезли за территорию Крыма в РФ в город Ростов-на-Дону. Нас разместили по разным СИЗО Ростовской области группами по несколько человек. Я оказался в группе из 8-ми человек в Центральном СИЗО номер 1. Нас поместили в спецблок, чтобы вы могли представить, это камера 2 на 4 метра для двоих человек под видеонаблюдением, тремя решетками на окнах и в антисанитарных условиях.
Сотрудники, как и сами арестанты, мало слышали о крымских мусульманах и встретили нас недоброжелательно. Но мы показали свой интеллект и исламское воспитание, и они очень быстро увидели в нас воспитанных и порядочных граждан. Они поражались тому, что происходит в Крыму и удивлялись, как это не схоже с той информацией, которую показывают и освещают СМИ РФ.
Здесь мы почувствовали поддержку своих соотечественников, которые присылали письма, открытки со словами поддержки и проявлением терпения. Я как и все мои соотечественники понимали, что и на наше поколение легло бремя испытаний, которое и раньше испытывал наш народ.
Я доволен судьбой и тем, что и мне придётся почувствовать и пережить эти чувства, которые пережили мои предки. Хотелось бы обратиться к моим соотечественникам и всем неравнодушным гражданам: не оставайтесь в стороне, не проявляйте слабость и страх.
Кто, если не мы?За нас никто это не сделает!
Давайте оставим светлую память своим потомкам, чтобы показать, как мы боролись за право жить на нашей земле, соблюдать свою религию и традиции, чтобы сохранить свой народ и свою культуру.
Бир олайыкъ, кардашлар, айры олмайыкъ,Келеджек эвлятларгъа орнек косьтерип.Динимизни сакъласакъ бахтлы яшайыкъ!
Будем едины, братья, не будем разделяться,Показывая пример будущим поколениям.Соблюдая нашу религию, счастливо станем жить!(перевод)
Ассаламу алейкум, севимли халкъым!(прим. Мир вам и благословение Аллаха, мой любимый народ!)».