Судебное заседание №10. Рассмотрение дела по существу
Ильясов в связи с работой посещал мечети в разных городах, но в Белогорской всегда встречал Омеровых в пятницу. Никакой противоправной деятельностью они не занимались.
Шабанова спрашивает у свидетеля про Джаппарова. Они знакомы, подсудимый оборудовал у Ильясова санузел. Айдер не пытался приобщить свидетеля к какой-либо организации. У защиты больше нет вопросов.
Риза Омеров спрашивает у свидетеля, как давно он работает вместе с ним. Риза устроился в фирму в 2018 году. Ильясову известно, что подсудимый не единожды посещал Симферопольскую мечеть. Никаких агитаций и призывов он от него не слышал.
Обвинение просит пояснить, всегда ли свидетель посещал мечеть вместе с подсудимым. С октября 2016 года по май 2017 года (период их совместной работы) по пятницам они вместе шли на молитву. Ильясов никогда не видел, чтобы Омеров задерживался в мечети. Прокурор неоднократно пытается выяснить, следил ли свидетель за подсудимым. После отрицательного ответа у Колпикова нет вопросов.
Следующим допрашивают Аблякима Азизова
Те же вопросы задаются Шабановой Азизову. Он характеризует подсудимых, как порядочных людей.
— Известно ли вам, что Джаппаров занимался антирелигиозной деятельностью?
— От достоверных источников никогда, а слухам и сплетням я не верю и не обещаю на них внимания.
Шейхмамбетов спросил об образовании свидетеля, тот имеет крымское религиозное, оно позволяет ему быть имамом. Он плохо знаком с Омеровыми и лично они никогда не общались. Ни о каких противоправных действиях с их стороны ему неизвестно. У стороны защиты больше нет вопросов.
Джаппаров спрашивает свидетеля, известно ли ему, как его называют знакомые. Тот отвечает, что его называют, как Айдером, так и арабской версией этого имени.
— Многие ли меня знают?
— Да, многие вас хорошо знают, ценят ваши личные качества, отзывчивость.
— Известна ли вам моя семья?
— Я знаю, что у вас 8 детей и я помогал Вам юридически в оформлении.
Обвинитель Колпиков спрашивает, может ли свидетель оценить веру подсудимого от 1 до 10.
— Как я могу оценить веру мусульманина от 1 до 10?
— Какой вопрос — такой ответ, — комментирует суд.
В гостях у подсудимых свидетель не был.
Допрос свидетеля окончен.
— Знакомы больше 20 лет, отличный парень, в нашем обществе всегда ведёт себя достойно. В основном он занимается строительными вопросами.
— А вопросы связанные с религией?
— Каждый мусульманин должен знать свою религию хорошо, поэтому я его положительно тоже оцениваю. Он избирался на муэдзина (священослужитель у мусульман) в нашем посёлке и работал им лет 5.
— Опираются ли люди на участие в других организациях, когда избирают муэдзина?
— Нет.
— Слышали ли вы, чтобы он проявлял нетерпимость?
— Нет, он порядочный мусульманин, а они не исповедуют нетерпимость.
Далее Сафие интересуется об участии Джаппарова в террористических организациях, Джемилев отвечает отрицательно.
Следующие вопросы задает Джаппаров. Он пытается выяснить, преподавал ли в мечети что-то кроме Корана. Джемилев ни разу не сталкивался с подобным. В мечети он видел Айдера каждую пятницу.
Обвинитель Колпиков интересуется, встречались ли они где-то ещё, Джемилев отрицает это и допрос свидетеля заканчивается.
— Он говорил о своих планах создания всемирного Халифата?
— Да как же! У него 8 детей, когда ему этим заниматься!
— Давайте без ваших домыслов!, — вступает судья.
В связи с поздней доставкой подсудимых, судебное заседание началось через час.
Судья вскрывает пакет с доказательствами обвинения, в нем находится свернутый плакат со структурой государственых аппаратов Халифата. Пристав передаёт его прокурору. Колпиков осматривает плакат и тщательно описывает напечатанное.
Айдер Джаппаров утверждает, что примерно в 2012 году он приобрёл его и использовал как календарь, благополучно забыв о нём, — даты расположены внизу плаката. Сторона обвинения заканчивает на данном этапе.
В зал Крымского гарнизонного военного суда приглашаются свидетели по делу — Аджимиров, Азизов, Асанов, Ильясов, Джемилев, Ибрагимов.