Судебное заседание №8. Допрос свидетелей защиты: Шишкин, Винниченко, Приходько
Защита заявляет ходатайство по одному из доказательств, справке об участии Приходько в организации украинских националистов, информация была получена из Википедии. Защита выражает сомнения на счёт информации, содержащейся в справке.
При этом организация украинских националистов зарегистрирована в Украине, защита указывает на официальные данные находящиеся в Министерстве Юстиции Украины как единственные достоверные.
Указывает на возможность направления запроса для получения данной информации в рамках международного соглашения о правовой помощи.
Защита ходатайствует о выемке программы и устава партии украинских националистов в Министерстве Юстиции Украины.
Прокурор возражает, считает данные обвинения достаточными, источники указанными, а оценку будет проводить суд в совещательной комнате.
Отмечает наличие сайта у партии "Свобода" и что защита может также к сайту обратиться.
Защита напоминает прокурору содержание ходатайства, что запрос был сделан по поводу партии украинских националистов.
Поясняет, что каждый человек может создать статью в Википедии, пока на неё "никто не наткнётся". И на основании этого суд должен выносить решение, сегодня можно написать статью, завтра судить на основании это, защите не понятен такой поверхностный подход такой серьёзной организации как Прокуратура.
Адвокат Шейхмамбетов ходатайствует о вызове свидетелей повестками с помощью суда. В частности, следователя Романца.
Прокурор не возражает в вызове свидетелей, поясняет, что Романец недавно заболел COVID-19 и 3 недели должен находиться на самоизоляции/лечении.
Суд определил удовлетворить ходатайство о вызове свидетелей, в отношении Романца направить запрос о возможности его вызова/состоянии здоровья.
Защита планирует также допрос специалиста, прослушать аудио, просмотреть записи навигатора.
Суд объявил перерыв до 27 августа 10 часов.
Начинается допрос Шишкина Александра Васильевича. С детства выросли в одном доме, соседи, знает с детства.
Знает Олега как работящего человека, который с утра до вечера работал.
Хобби - делать красивые ворота, с металлом заниматься.
Общались и каждый день и раз в неделю, по-разному. Могли по телефону и лично. Дома у Олега был, это частный дом. Квартиру в пятиэтажке в городе Олег оставил дочке лет 5 назад, сам он уехал жить в частный дом.
Кроме имущества на Курортной и Орехово у Олега было 2 гаража.
Из оружия, взрывчатки, чего-то подозрительного - только пластмассовые автоматы в доме, которые изъяли.
Свидетель у Олега делал двери.
Последний раз у гаражей был, перед тем как Олега закрыли в октябре 2019 года.
В сам гараж заходил, 6 на 8 метров, обычные гаражи, сварочный аппарат, наковальня, болгарка, металл. В обоих гаражах одно и то же, они идут в ряд. Дальше гаражи электриков, все кто-то что-то делает.
У Олега был только один номер телефона, пользовался он каким-то американским смартфоном чёрного цвета, других не использовал, в этом разобраться не мог.
Свидетель сам не умеет писать SMS-сообщения, также уверен, что Олег тоже не умеет.
По ноутбуку, со слов свидетеля, Олег умеет только смотреть новости, примерно, как и сам свидетель, он видел это лично когда заходил в гости.
Свидетелю известно, что со слухом у Олега плохо.
Суд задаёт вопрос подсудимому, есть ли у него вопросы. Защита повторяет вопрос.
Прокурор Айдинов спрашивает, как подсудимый относился к тому, что Крым перешёл в состав Российской Федерации. Шишкин отвечает, что никогда не обсуждал это с ним.
- А у меня не хочешь спросить? Я тебе отвечу! Как к четвертому недорейху с вашим недофюрером недобитым! Оккупанты! Мы о вас не забудем! Срать я на вас хотел на всех!
Суд снова определил удалить Приходько на сегодня до конца судебного заседания.
Олег Приходько выкрикивает из «аквариума»:
- Саня, не отвечай на вопрос, а то к тебе тоже приедут!
Прокурор закончил задавать вопросы. Свидетеля отпускают.
Суд вошёл в зал после короткого перерыва.
Начинается допрос Винниченко Александра Александровича.
Познакомился с Приходько лет 15 назад, они работали вместе. Виделись раз в неделю, общение было в основном лично, ходили друг к другу в гости и по работе встречались, отношения нормальные, тёплые, дружеские. Олег использовал только один телефон. Олег не умеет даже записывать контакт в телефонную книгу, не говоря о SMS.
Свидетелю известно, что у Олега Приходько было два гаража, Александр был в каждом. Один из них находится в гаражном кооперативе, доступ туда свободный, последний раз Александр там был в этом кооперативе у автоэлектрика в сентябре 19-го года. Размеры гаража стандартные, внутри оборудование обычное рабочее, как квадрат крутить, ротор, сварочное оборудование. Взрывчатки там никакой не было.
Второй гараж находился рядом стенка к стенке. Автоэлектрик располагается через гараж от гаражей Олега.
На вопрос Шейхмамбетова о политической деятельности Олега Приходько, свидетель отвечает:
- Какая политическая деятельность? Это была совсем другая страна, по-моему, каждый второй в какой-то партии состоял или состоит.
Адвокат задает вопросы о боеприпасах и взрывчатке
- Не было такого, нет, конечно.
Защитник уточняет - разбирается ли Олег во взрывчатке и оружии.
- Ну как все, кто в армии служили, автомат раз в жизни подержали, может в какой-то литературе, но это тоже надо уметь.
Назим Шейхмамбетов задает вопросы об отношении к событиям 14-го года.
- Ну как относится он, многие недовольные, есть недовольство, но это всё не в такой же ж форме чтобы я сказал, что «ужасы и слушать невозможно».
Адвокат Легостов уточнил у свидетеля о навыках пользования компьютерной техникой Приходько.
Свидетель пояснил, что Олег мог в игрушку поиграть, в Skype позвонить, может YouTube посмотреть. По городу Олег перемещался самостоятельно, вряд ли сможет что-то в плане навигатора что-то сделать, город Саки хорошо знает.
О взрывных устройствах никогда разговоров не было, не говоря об интересе к ним.
У Олега Приходько одно ухо не слышит, какое свидетель не помнит, приходилось из-за этого ему повторять сказанное.
Характеризует Олега как «работягу с золотыми руками», который мог утром на работу выйти, закончить в 8-9 вечера. Он увлекался музыкой, были большие коллекции английского рока.
Допрос Александра окончен, у обвинения не было вопросов. Свидетеля отпускают.
Фото: свидетель Александр Винниченко
Адвокат Легостов продолжает допрос.
Любовь Ивановна поясняет, что регулярно поливает цветы, а флешка в поддоне цветка была беленькая, чистенькая, без ржавчины, пузатая.
Легостов уточняет, могли ли быть у Олега другие номера телефонов и другие телефоны.
- У нас с ним никогда никаких секретов не было.
Любовь Ивановна поясняет, что Олег не пользуется средствами электронной навигации, не умеет ими пользоваться. Город Саки уже хорошо знал и мог добраться, куда нужно без дополнительной помощи.
В гараже не было вообще никаких вёдер. Конкретно оцинкованного ведра не было нигде: ни дома, ни в гараже. Всё складывалось в банки из-под краски. Бутылок с ветошью из-под краски в горлышке не было. Огнетушителей и (или) их фрагментов не было. Людей, у кого Олег мог бы приобрести взрывчатку, не было, взрывчатки никакой не было.
- У него много дел было, чем заниматься этой ерундой.
Свою позицию по присоединению Крыма Олег Приходько не скрывал. Любовь Ивановна пояснила, что такое недопустимо, когда «одна страна у другой кусок отнимает».
Олег - член партии Свобода, но в Крыму она с 14 года не функционирует.
До 14 года эта партия участвовала в политической жизни Крыма, участвовала в выборах, Олег Аркадьевич в годы выборов был заместителем председателя комиссии на общественных началах, сам не выдвигался.
Адвокат Шейхмамбетов задал вопрос:
- Были ли намерения у Олега Аркадьевича повлиять на политическую ситуацию в Крыму?
- Это просто даже смешно, как может Олег Аркадьевич с помощью какой-нибудь бутылки повлиять на какие-либо выборы.
- Приобретал ли Олег Аркадьевич какую-либо взрывчатку?
- Нет. И потом деньги всегда были у меня, а я на такие вещи не дала бы, а он бы и не попросил.
Легостов задал вопрос о той реакции Олега на несправедливость, в связи с чем его удалили до конца допроса жены.
- Злость потому, что всё это несправедливо, он ничего не собирался взрывать, он мог думать, говорить, но за мысли, извините, не садят. А получается раз - не нашли, два - не нашли, три - найдётся.
Во время обыска Любовь Ивановна не видела, как велась съёмка, о съёмке её не предупреждали. Прокурор уточнил, что за съёмки она видела. Любовь Ивановна сказала, что в интернете были фотографии их книг.
Во время обыска следователь не проявлял интереса к их телефонам, его интересовал телефон BQ, который Приходько не принадлежал.
- Я сказала, что это не наш телефон, написала отказ, там такая «милипиздря кнопочная».
Прокурор настойчиво выясняет о навыках Олега пользования техникой.
- Я прожила с ним 40 лет и знаю, что он может и что он не может... Ему проще позвонить чем написать (в каком-либо мессенджере). Ему даже номер чей-то написать, нужно было просить кого-то.
Прокурор подробно выясняет, как выглядел горшок, как часто Любовь Ивановна поливала кактус, какая конструкция горшка. Перебирала ли она все вещи в гараже, смотрела ли она под ним, был ли стеллаж.
Поливала кактус, под которым в поддоне нашли флешку раз в 3 дня, в гараже видела всё, стеллажей нет, инструменты Олег забирал из гаража с собой.
Допрос Жены Олега Аркадьевича закончили.
Суд делает перерыв 5 минут, чтобы Олега завели.
Адвокат Шейхмамбетов задаёт вопросы первому свидетелю защиты. Суд решил начать с супруги Олега Приходько – Любови Приходько.
9 октября часа в 4 вечера подошли сотрудники попросили проехать с ними. Их было двое в гражданской одежде. Попросили Олега Аркадьевича, мы хотим осмотреть гараж. Документы показывали. Эти же сотрудники нас вызывали в сентябре, в суде говорят, что ничего по делу не знают. Все мероприятия в гараже без меня проходили.
Часов в 8-9 вечера дочка начала звонить и интересоваться, куда Олега увезли, звонили во все службы, писали заявление в полицию. Дочка ездила в отдел полиции и писала заявление, сотрудники полиции приехали часов в 12. Видимо, они знали уже, говорили:
- Ну что вы не понимаете, куда его могут забрать?
Около 6 часов утра был обыск в доме, пришли с оружием пришли домой по адресу: Новая, 15
Олег Приходько кричит из «аквариума»:
- А чё меня не взяли туда? Потому что твари сыкливые, я бы в ж… им автоматы засунул и провернул там, мрази!
Суд за это определил удалить Олега до завершения допроса его жены.
Олега выводят без объявления перерыва. Адвокат Шейхмамбетов продолжает допрос.
Любовь Ивановна поясняет, что в 6 часов утра постучали, было человек 10, кроме этого ещё в машине.
- Он правильно сказал, на одну женщину куча автоматчиков. Какой терроризм? Я ещё не знала, что в гараже. Они вели обыск бесцеремонно, стенку поломали.
- Вам права разъясняли?, - адвокат перечисляет и интересуется у супруги Приходько.
- Ничего мне не разъясняли, бумажку сунули, спросили - читать будете или не будете, и забрали.
На обыске был следователь ФСБ Крыма Грамашов, двое понятых и ещё двое без оружия, но в масках. Во время обыска они небрежно швыряли, ломали вещи.
- Они «кагалой» ходили, все, везде, кому где «взбрендит». Я просто головой крутила, не успевала за ними смотреть.
Любовь Ивановна видела, как сотрудники раскидывали её горшки с цветами, в одном из них сотрудники нашли флешку.
Адвокат Шейхмамбетов:
- А где находились понятые?
- Понятые вообще ни в чём не участвовали. Стояли автоматчики и эти, как бедные сироты, в зале, где следователь был.
- Где Вы были когда была обнаружена флешка?
- Я стояла с сотрудниками сзади них. Олег Аркадьевич занимается ковкой, сварил мне подарок, цветочник. Сотрудник поднимал горшки, подкидывал их, под одним из них в поддоне была флешка. Я начала возмущаться, что это не наша флешка. Дома у нас никогда не было флешек, к старости только научились компьютером пользоваться, потому, что дочка компьютер подарила.
Далее Любовь Ивановна рассказывает, как сотрудники нашли дешёвый маленький кнопочный телефон BQ в шкафу, к которому Олег не имел отношение.
Были телефоны без sim-карт Blackberry, IPhone дочки, Nokia.
- Когда дочка жила за границей, она нам присылала новые хорошие телефоны. Наши телефоны сотрудники не взяли, три телефона лежали, а они положили свой (BQ кнопочный) и его же изъяли, вместе с телефоном Blackberry Олега.
- Те телефоны, которые ваши, у них зарядки были?
- Да, может не на каждый, на iPhone, Blackberry есть. У нас даже коробки телефонов остаются. С этим BQ ни коробки, ни зарядки.
- У вас были пароли на телефонах и на ноутбуках?
- Нет.
Любовь Ивановна поясняет, что сотрудники забрали крымскотатарский и красно-чёрный флаг, копались в инструментах в гараже, из гаража забрали крест со значками.
После этого её повезли в ФСБ без объяснений, написать какой-то протокол, но не пояснили какой. Когда Любовь Ивановна хотела позвонить дочке, вооружённый сотрудник в маске начал вырывать телефон, сказал, что положит «мордой в пол» и наручники наденет.
- Мой муж не террорист и не преступник, а злость у него сейчас только от несправедливости.
Допрос при задержании вёл следователь Грамашов.
Позже тот же сотрудник, который вырывал телефон, вернул телефон и паспорт, которые забрали перед допросом.
- Хорошо, что вы (адвокат Шейхмамбетов) мне сказали, что я имею право не свидетельствовать против себя.
Когда следователь понял, что Любовь Ивановна не будет давать показания, он закончил допрос.
- С 2014 года были обыски пару раз, изымались компьютеры, потом возвращали. В 14-м году сразу. Ещё были в 16-м наверно, году, «досмотр» как они сказали. Ещё в 17-м или 18-м, когда автоматы пластмассовые (муляжи) взяли на экспертизу.
- Вы говорили, что в сентябре 19-го года вас вызывали на допрос.
- Это было 24-го или 26-го сентября, суть беседы сводилась ни к чему. Прибыли туда к 10 утра, телефоны мы отдали, их забрали, куда положили - мы не видели, нас развели по разным кабинетам. Забрали ещё ключи в связке, от дома, от машины, от гаража. При выходе нам их вернули. Вышли часа в 2 дня.
- То есть порядка 4 часов Вы там находились?
- Да.
Со слов супруги Приходько, следователь на допросе задавал вопросы о том, как Олег был на Майдане в Киеве, а дальше вопросы были пустые. Про пенсию, например.
- Я свою пенсию заработала, вы будете меня ещё пенсией попрекать? Он спрашивал обо всём, что угодно, про огород, про ремонт, тема была «ни о чём и никуда».
По окончании допроса ничего не подписывали.
До 24 сентября, в августе в городе Саки Олега Аркадьевича вызывали в местное ФСБ к вечеру, часов в 5, вышли часов в 7. При входе также всё забирали. У Олега Аркадьевича ключи с собой были при входе, их тоже забрали.
На допросе в августе Олега спрашивали о сварке и краске, о кованой розе, которая у дома Приходько.
- Целых три часа в ФСБ Олега "мурыжили" как сделать эту розу.
Любовь Ивановна рассказала как Олега Аркадьевича в 19-м году судили за наколки, оштрафовали на 2 тысячи рублей. Добавила, что Олег увлекался моделями разной техники, клеил, красил и собирал целые панорамы.
Адвокат Шейхмамбетов продолжает допрос:
- Когда вы в сентябре были в гараже видели там какую-то взрывчатку?
- То, что я помню в этом гараже это куча хлама, обрезки металла, краска с листиками, цветочками для заказов. Там один металл, металлические изделия, стружка. Аппарат для квадратных деталей, сварочный аппарат на 380 или 220. Когда мы жили в городе, у нас в одном гараже который мастерская стоял прицеп, во втором машина. Сейчас машина и прицеп в Орехово.
- Олег Аркадьевич, когда у него были заказы, он приезжал на обед домой?
- Да, приезжал домой. Если ёмкая конструкция, он же не будет её затаскивать. Он просил кого-то присмотреть.
- У Олега Аркадьевича сколько телефонов было?
- Один Blackberry.
- Мессенджеры были?
- Нет, смс он писать не умеет, в соцсетях сидеть не умеет. Он только вечером открывал ноутбук и смотрел новости, писать он сообщения не умеет.
Любовь Ивановна пояснила, что Олег иногда общался с другом по Skype, чтобы установить его вызывали как специалиста. Он любил играть в игры с самолётами, её тоже устанавливал специалист.
- Телефоном Blackberry Олег пользуется уже давно, лет 10, номер телефона с 14-го года не менялся, sim карты покупались раньше стопками всей семье без паспорта.
Суд продолжает рассмотрение уголовного дела по существу в отношении украинского активиста из Крыма Олега Приходько. Накануне в его поддержку провели акции в Харькове у здания посольства РФ и Киеве у здания офиса президента Украины в Киеве. Активисты партии "Свобода" требовали освобождения заключенного. В Харькове люди подняли транспаранты с надписями «Олег Приходько не предал Украину!» и «Требуем освободить узника Кремля Олега Приходько!».
Сегодня планируется допрос 3 свидетелей защиты – два из них будут давать показания в Крымском гарнизонном военном суде посредством видеоконференцсвязи, один – в Южном окружном военном суде.
Адвокат Шейхмамбетов сообщил суду о плане защиты представления доказательств на сегодня:
По ВКС из Крыма - Шишкин Александр Васильевич и Винниченко Александр Александрович. Это друзья Олега Приходько.
Также планируется направление повесток для следующих свидетелей защиты.
1. Шишкин Александр Васильевич, 1964 года рождения, гражданин России, пенсионер, проживает в городе Саки. Подсудимого знает, отношения хорошие, выросли вместе, не родственники.
2. Винниченко Александр Александрович, гражданин России, работает на стройке (подработка), живёт в селе Орехово Сакского района. Приходько знает, отношения «нормальные, человеческие, товарищеско-дружеские», не родственники.
Суд разъяснил свидетелям права и ответственность, собрал подписки.
Третий свидетель прибыл в ЮОВС. Это супруга Олега Приходько.
3. Приходько Любовь Ивановна, 1961 года рождения, гражданка России, пенсионерка, проживает в селе Орехово Сакского района. Олег Приходько является её мужем, брак официальный.
Суд также разъясняет права и ответственность, подписка отобрана.
Олег Приходько выкрикивает из «аквариума»
- Люб, посмотри шо ты там за гадость подписываешь!
- Я знаю.