Дата судебного заседания: 10/08/2020

Судебное заседание №59. Рассмотрение по существу в ЮОВС

16:00
Суд объявил перерыв до завтра. Асанову удается несколько мгновений побыть со своими детьми
Азаматов более подробно излагает возражение, связанное с недопуском свидетелей из числа религиозных деятелей. Среди них есть представитель ДУМК, который мог бы подтвердить, что Аметов не состоял в партии Хизб-ут Тахрир. Азаматов считает это грубейшим нарушением права на защиту. Сам Аметов говорит, что один из них был в курсе заработка Аметова, а второй работал в мечети в городе Саки. Аметов тоже работал там и общался с ним. 

«Мне обидно не за себя, а за родных, которые искали этих людей. Я то сижу в тюрьме ничего не делаю, а люди работают, они занятые, но нашли время явиться и выступить, а вы им и нам в этой возможности отказали», - говорит Аметов.
 
«Сегодня ваши действия абсолютно для нас непонятны. В частности то, что вы двоих свидетелей допустили, двоим отказали. Свидетель на то и свидетель, чтобы показать суду те или иные обстоятельства. Но вы загоняете нас в рамки, заданные обвинением», - заявляет Мустафаев.
 
Эмиль Курбединов вновь ходатайствует об отложении заседания до завтра. В связи с неготовностью защиты к оглашению документов.

Лиля Гемеджи ходатайствует о вызове понятых Евгения Богданова и Алексея Иванова в качестве свидетелей. К делу приобщается ходатайство Панича о вызове свидетелей Купдë, Пономарева и Тумаревича. Последний из них - предполагаемый скрытый свидетель обвинения, который присутствовал на собрании, прослушка которого есть в материалах дела.
 
Суд соглашается вызвать свидетелей Нарзулаева и Тумаревича, в вызове остальных отказывает.
 
«Для меня это политика двойных стандартов. Вы согласились допросить двух свидетелей, которые работали с Аметовым, но до этого отказались допросить двух свидетелей, которые работали со Смаиловым. То же самое с понятыми. Обвинению можно было - нам нет», - заявляет Мустафаев. 

Объявляется перерыв до 14 часов завтрашнего дня.
 
Дети Асанова бегут его поцеловать к аквариуму. Конвойные не препятствуют, но смеются и говорят «детишки, здесь так нельзя». Асанову удается несколько мгновений побыть со своими детьми.
 
15:32
"Темы вероисповедания не касались с ним вообще", - свидетель Тимофеев
Суд отпускает свидетеля и вызывает следующего - Тимофеева.

Он рассказывает, что они подружились на почве увлечения фотографией, туризмом, историей Крыма. Знает его с 2004 года. Темы вероисповедания они не касались с ним вообще. Он рассказывает, что Аметов занимался интернетом, и у них это было общее дело.

Никогда не предлагал никакую литературу, не распространял, не предлагал вступить, не вербовал никого никуда ни его, ни кого-либо из общих знакомых. Никакого негативного отношения со стороны Аметова по отношению к другим нациям никогда не замечал. И халифат никогда устанавливать не собирался. Свидетель даже не знает, что это такое. Утверждает, что Аметова не интересовала политика, его интересовала история.

Сам Аметов благодарит его за то, что пришел.

- Геннадий Михайлович, скажите пожалуйста, мы когда ездили на велосипедах, я вас вербовал, используя воинствующую исламскую пропаганду?
- Нет, - отвечает свидетель, улыбаясь.
- А вступить предлагал в партию какую-нибудь?
- Нет, не предлагал.
- А я предлагал захватить какое нибудь административное здание после перехода Крыма в юрисдикцию Российской Федерации? Может я предлагал захватить захваченный до меня Совмин, а то я не успел просто?, - шутит Аметов.
- Не предлагал.
- Спасибо большое, Геннадий Михайлович, мне очень приятно, что вы пришли выступить в мою защиту.

Вступает прокурор.

- Вы присутствовали с Аметовым на каких-нибудь занятиях по исламоведению?
- Нет, никогда. 
- А говорил что-нибудь о том, кем был захвачен совмин до него?
- Нет.

Суд отпускает свидетеля.
 
 
15:10
"Всегда все договоренности выполнял, мы часто о детях разговаривали", - свидетель Осипенко

Перед тем как начать допрос Азаматов просит внести в протокол возражение в связи с отказом от допроса Умерова и Мамедова.

Начинается допрос свидетеля Осипенко Азаматовым:

- Вы пояснили, что знаете Эрнеса Аметова. Как давно и откуда?
- В свое время у Эрнеса была компьютерная сеть и познакомились на почве того, что я как предприниматель пользовался этой сетью. Сначала у нас были деловые отношения, но в процессе мы вместе с ним и Геннадием Тимофеевым начали кататься на велосипеде. Началось это с 2013 года. Всегда когда была возможность мы собирались компаниями. Обычно это были выходные дни суббота-воскресенье. Часов 5-6 минимум катались по округе.
- Бывало, что вы останавливались и общались?
- Да, останавливались на пикник на поляне или в кафе и общались.
- Эрнес вам говорил когда нибудь в эти моменты о своих религиозных взглядах? Упоминал Хизб-ут Тахрир?
- Нет, никогда.
- Предлагал ли вам вступить в какую нибудь организацию?
- Нет.
- А семьями дружили/общались?
- Нет, но разными компаниями катались на велосипедах и всегда общались.
- А какое количество собиралось?
- От трех до семи человек. 
- Кого нибудь из ваших знакомых он призывал вступить? Вы замечали, чтобы он общался на темы различных организаций, партий? Может о политике он говорил...
- Нет.
- Литературу предлагал?
- Нет.
- Говорил ли о своих взглядах относительно действующей власти в Крыму?
- Нет.
- О захвате власти?
- Нет.
- Говорил ли, что Ислам лучше и должен преобладать над другими религиями?
- Никогда.
- А может увлечение оружием у него было или он призывал использовать его в отношении действующей власти?
- В последнее время он хотел заняться фотоохотой, об этом и разговаривали. Об оружии речи не шло.
- Говорил ли Аметов, что хочет свергнуть действующую власть?
- Нет.
- Говорил ли Аметов, что, кто нибудь дает ему денежные средства и финансирует?
- Нет.
- Охарактеризуйте его в целом.
- Порядочный человек, знаю только с хорошей стороны, всегда все договоренности выполнял, любил свою семью, мы часто о детях разговаривали.

Вопросы задает Лиля Гемеджи:

- Скажите пожалуйста, как давно вы живете в Бахчисарае?
- С 2010 года.
- Какое количество крымских татар, с которыми вы контактируете?
- Много, у меня сосед крымский татарин например, мы часто общаемся.
- От кого либо вы слышали призывы вступить в какие-либо организации или воинствующую исламскую пропаганду?
- Вопрос снимается, - говорит судья.
- Хочу пояснить: мы не услышали ни одних показаний, кроме скрытых свидетелей, где говорилось бы о вербовочной деятельности или пропаганде.

Шейхмамбетов спрашивает, сталкивался ли тот в своей профессиональной деятельности с запросами по терроризму и экстремизму. Осипенко отвечает отрицательно.

Аметов благодарит свидетеля за то, что пришел и спрашивает, вербовал ли он его когда-либо. Тот отвечает, что нет.

- Я подключал к интернету многих людей, может в офис звонили, говорили, что я там словечко сказал какое, вербанул кого? Жалобы были?
- Нет.

14:35
Суд отказывает в допросе еще двоих свидетелей защиты - Умерова и Мамедова. Осипенко и Тимофеева суд согласен допросить

Заседание возобновлено. Прибыл имам Эмир-Асан Умеров, у которого подсудимый Эрнес Аметов часто консультировался по вопросам Ислама. Он может пояснить по сути предъявленного обвинения. Еще один свидетель - Экрем Мамедов - преподаватель и религиозный деятель, с которым Аметов тоже много общался и который может дать показания по существу обвинения.

Осипенко и Тимофеев тоже часто виделись с Аметовым, могут рассказать о его предпринимательской деятельности.

- В каком смысле пояснить по сути обвинения?, - спрашивает судья Зубаиров
- В прямом, - доносится из «аквариума»
- Кто это сказал? Не перебивайте суд! - возмущается председательствующий/

- Умерову и Мамедову известно что-нибудь об инкриминируемой подсудимым деятельности? - спрашивает суд адвоката Азаматова
- Умеров работает в Духовном управлении мусульман Крыма. Он много общался с Аметовым и наверняка многое может пояснить. То же самое с Мамедовым.

Суд удовлетворяет ходатайство частично. В допросе свидетелей Умерова и Мамедова отказывают из-за того, что они будут давать характеризующие показания и не способны подтвердить или опровергнуть вину или невиновность подсудимых. Осипенко и Тимофеева суд согласен допросить.

Эдем Смаилов заявляет возражение в связи с отказом в допросе и в очередной раз говорит об обвинительном уклоне.

Суд вызывает свидетелей для установки личностей.

1) Александр Осипенко, интернет-оператор связи по Бахчисарайскому району.
2) Геннадий Тимофеев, системный инженер.

12:15
Защита просит объявить перерыв до 10 утра завтрашнего дня. Сегодня адвокаты планировали допрос свидетелей

«Ввиду того, что суд отказал в допросе свидетелей и нарушил линию защиты, я прошу объявить перерыв до 10 утра завтрашнего дня, чтобы мы были готовы завтра оглашать доказательства, поскольку сегодня мы планировали тщательно допрашивать свидетелей», - говорит Шейхмамбетов.

Его поддерживают остальные: сегодня они планировали допрос.

12.15 Мустафаев заявляет возражения на действия председательствующего, который не дал ему договорить.

Лиля Гемеджи ходатайствует о приобщении к делу различных грамот и благодарственных писем Мустафаеву. Обвинение не возражает. Суд удовлетворяет.

Объявлен перерыв до 14.10.

12:00
«Прокурор ведет видеосъемку в зале суда без разрешения и отправляет материалы», - говорит Сервер. Фигуранты заявляют отвод суду

Заседание возобновлено. Мустафаев заявляет отвод прокурору в связи с бездействием того. Колпиков во время заявления ходатайства промолчал. Мустафаев говорит, что при этом сам прокурор приводил не совсем понятных свидетелей и "доказательную базу мы тоже слышали".

«Кроме того, прокурор ведет видеосъемку в зале суда без разрешения и отправляет материалы в мессенджер», - добавляет Сервер.

Лиля Гемеджи дополняет ходатайство, ссылаясь на правовые акты о состязательности правосудия.

Остальные подсудимые поддерживают отвод. Сам Колпиков считает, что никаких нарушений не допускал. Суд отказывает в удовлетворении ходатайства без удаления в совещательную комнату.

Что касается фото и видеосъемки, суд говорит, что в перерыве разрешено. Гемеджи напоминает, что в аналогичной ситуации председательствующий сделал ей замечание.

Смаилов заявляет отвод председательствующему из-за отказа в допросе свидетелей. Он проводит параллель между допросом секретных свидетелей, которые ничего существенного по делу не показали и говорит, что при этом суд давал право прокурору их допрашивать. Теперь же, по мнению Смаилова, нарушается его право на защиту.

«Люди преклонного возраста были доставлены в суд и прождали там до 11 часов. Мало того, сколько свидетелей высказались конкретно по Смаилову? А сейчас люди приехали сделать это. Я рассматриваю это как давление и отказ в праве на защиту. 10 месяцев мы слушали доказательства стороны обвинения. Уже почти год мы находимся у вас в подчинении. 8 защитников и 8 подсудимых имеют намного меньше времени и возможностей для реализации своих прав. Поэтому заявляю отвод всему составу суда», - говорит Мустафаев.

«Я поддерживаю отвод Эдема Смаилова относительно вас и хотел бы добавить к тому, что сказал Мустафаев важную мысль. Вы не проявили уважения к людям, которые приехали в эту жару с разных концов Крыма, чтобы высказать важные вещи», - добавляет Асанов.

Гемеджи напоминает суду, что принцип достаточности показаний - субъективен. По-хорошему если им пользоваться, то подсудимых уже давно пора оправдать, говорит адвокат.

Панич присоединяется к отводу и добавляет, что согласно ч. 4 ст. 271 УПК ходатайство о допросе свидетелей, прибывших в зал суда, подлежит удовлетворению. Он говорит, что отклоненный свидетель должен был рассказать, как ездил с Салиевым заграницу на Хадж. Это было призвано опровергнуть показания скрытого свидетеля о том, что Салиев ездил в Сирию с кем-то договариваться. По словам адвоката, это ставит их в неравные условия со стороной обвинения.

Адвокат по назначению Дьяконова поддерживает ходатайство. «Получается, лимит допроса свидетелей у суда исчерпан. Суд не может знать, о чем они будут говорить», - говорит она.

Прокурор считает, что оснований для отвода нет. 

Суд в удовлетворении отказывает без удаления в совещательную комнату.

10:30
Суд продолжает допрос свидетелей свидетелей защиты, но отклоняет тех, кто дает "характеризующие показания"

Приехала Айше Асанова с двумя детьми, отец и жена Эрнеса Аметова, а также мама Тимура Ибрагимова и жена Сервера Мустафаева.
Из адвокатов по назначению Гемеджи, Курбединов, Панич. Сегодня снова планируется допрос свидетелей защиты.

Судья Зубаиров интересуется, зачем столько свидетелей по характеризующим. Адвокат Курбединов поясняет, что из-за абстрактного характера обвинения, связанного с вербовкой и агитацией защита вызывает свидетелей, близко знакомых с подсудимыми, которые могут засвидетельствовать, что те их ни к чему не склоняли и никаких противоправных действий не совершали. Его поддерживают и подсудимые.

Суд продолжит допрос свидетелей свидетелей защиты, но отклоняет тех, кто дает "характеризующие показания", потому что по мнению суда - таких показаний со стороны защиты "уже достаточно".

Курбединов просит перерыв на 15 минут для обсуждения сложившейся ситуации. Суд объявляет перерыв на 20 минут.

Список недопущенных судом свидетелей:

- Эмиров Сеит-Умер
- Бекиров Шевкет 
- Аметов Эрнест 
- Нариман Джелял
- Нариман Белялов
- Бекиров Эмир
- Бекирова Эльзара
- Маушев Мустафа