Судебное заседание №20. Допрос следователя ФСБ Ивана Романца
В зал Крымского гарнизонного военного суда в Крыму прибывает свидетель Александр Згурский 1964 года рождения, проживающий в Бахчисарае. В настоящий момент не работает. Ему объясняют его права. Все подсудимые ему знакомы.
Вторая свидетельница Сулейманова Алие 1961 года рождения, тоже живет в Бахчисарае, является пенсионеркой, знает подсудимых, работала с ними с 2006 года в кафе Салачик.
Защита допрашивает Алие Сулейманову. Та хорошо отзывается об обвиняемых, называет их «хорошими ребятами». По ее словам все национальности жили в Крыму дружно, а подсудимые не пропагандировали какую-либо нетерпимость. Всех подсудимых она характеризует исключительно положительно. Свидетельница никогда не видела у них оружия, боеприпасов, призывов вступления в какую-либо организацию или религию. Женщина освобождается из зала. Напоследок она говорит подсудимым: «Держитесь! Вы наша гордость!». Свидетель Згурский подтверждает показания Сулеймановой.
Фото: Крымская солидарность

Судья уточнил интересующие его вопросы у свидетеля. Следователь Романец принимал участие в обыске у Сейтумера Сейтумерова в Бахчисарае. По итогам был составлен соответствующий действительности протокол и изъяты запрещенные книги с листовками. Следователь отрицает факт подброса и заявления обыскиваемого об этом при написании протокола. Сейтумеров задает Романцу вопросы о свойстве его памяти. Тот объясняет свою забывчивость давностью обыска. Суд освобождает свидетеля из зала.
Гемеджи ходатайствует о посещении Сулеймановым, находящемся под домашним арестом, врача ревматолога.
Свидетеля продолжает допрашивать адвокат Эмине Авамилева. Следователь не помнит, были ли изъяты предметы на обыске Сейтумерова насильно или добровольно выданы подсудимым. Адвокат сетует на то, что Романец ничего не помнит. Защитница утверждает, что адвокат не был допущен силовиками в домовладение во время следственных действий. Свидетель отвечает, что ему не докладывали о таком. Напоследок она уточняет у следователя, что тот не страдает болезнью, связанной с потерей памяти. Государственный защитник Нурмагомедов отмечает, что свидетель уклоняется от ответов. «Вопросы еще есть?», — игнорирует замечание судья.
Сейтумер Сейтумеров просит окончательно прояснить ситуацию: сначала следователь говорил, что предметы были изъяты, а теперь вспоминает, что они были выданы добровольно. «Нет, ну вы же не оказывали сопротивления, значит не насильно», — объясняет свои показания Романец. После этого свидетель все же исправляется, заявив, что не помнит подробности.
По словам следователя, участие в обыске у одного из подсудимых он принимал полтора года назад. Его допрос ведет Лиля Гемеджи.
Он не помнит на каком основании проводились следственные мероприятия, но предполагает, что это происходило по постановлению суда. Свидетель не помнит сколько лиц принимало участие в обыске, но утвердительно отвечает, что внес в протокол всех и разъяснил им права, в том числе обыскиваемому. Следователь подтверждает — право на адвоката было подробно разъяснено. Гемеджи интересуется, почему Романец сам не вызвал юриста из государственной палаты. Свидетель поясняет, что это не прописано в кодексе действий следователя, но отказывается произнести, что не вызывал адвоката. Когда защитница вновь задает следователю повторный вопрос, он поясняет, что не помнит этого.
По словам Романца, протокол составлялся после физического обыска, который он проводил. Адвокат обращает внимание, что понятые ранее сообщали, якобы следователь не участвовал в обыске, а только заполнял документы. Свидетель затрудняется пояснить разницу в показаниях.
Кроме того, свидетель указывает, что обыскиваемый мог свободно принимать участие в обыске, а физической силы к нему не применялось.
— Каким образом вы решили, что лицо выразило свое согласие на обыск?, — интересуется Гемеджи.
— Путем молчаливого согласия, — отвечает Романец.
По видеосвязи представляется свидетель. Это следователь ФСБ по Республике Крым Иван Романец, ему 32 года, он родом из Краснодарского края. Так как следователь вел производство уголовного дела третьей Бахчисарайской группы, то подсудимые ему знакомы «по работе». Суд зачитывает свидетелю права.
Адвокат Лиля Гемеджи вновь обращается к суду с просьбой перенести допрос, когда в рассмотрении смогут принять участие остальные защитники. Судья отказывает ей, так как уже решил продолжать слушание без отсутствующих юристов.
Фото: Крымская солидарность

В зале присутствует защитницы Эмине Авамилева и Лиля Гемеджи.
Суд рассматривает ходатайство адвоката Назима Шейхмамбетова об отложении судебного заседания из-за того, что он не сможет принять участие в слушании по состоянию здоровья. Защита поддерживает его в полном объеме. Адвокат Авамилева также сообщает, что неважно себя чувствует и просит суд это учесть. Прокурор традиционно возразил, аргументируя наличием других адвокатов.
Суд на месте решает продолжить рассмотрение без адвокатов Шейхмамбетова, Семедляева, Курбединова и Омельченко. Подсудимые считают такое решение нарушением своих прав.
Фото: Крымская солидарность
