Судебное заседание №54. Осмотр дисков с ОРМ в группе Тофика Абдулгазиева
Адвокат Курбединов в комментарии для СМИ сообщает, что у подзащитных уже готово множество ходатайств, которые будут заявлены в свою очередь на будущих судебных заседаниях.
"Даже судье было смешно. Он задал прокурору вопрос: " Мы здесь для того, чтобы послушать радио?". Прокурор не смог ничего внятно объяснять, а лишь сказал, что хотел, чтобы мы все послушали голоса. На что судья ему в ответ: "Давайте объявим перерыв на 20 минут. Вам хватит найти то, что вы хотели?". Перерыв так и не спас ситуацию, конечно же, аудио мы не услышали. Вместо этого нам включили видеоматериал, где в сумерках передвигались какие-то силуэты. Подсудимых мы так и не увидели на этих записях. На основании такого "цирка" наших родных судят по статье о терроризме, держат в СИЗО вдали от родного Крыма уже 2,5 года. Им грозят огромные сроки, некоторым вплоть до пожизненных", - прокомментировала после суда Эльмира Абдурахманова.
Фото: Крымская солидарность
Адвокат Курбединов у кабинета через стекло говорит слушателю, в отношении которого составляют протокол, чтобы он просил при составлении протокола участия адвоката. Вместе с адвокатом Эмилем Курбединовым адвокат Лиля Гемеджи, их не пускают в кабинет. Адвокат Курбединов выясняет, чье распоряжение не пускать его к слушателю, планирует запросить фрагменты видео с камер наблюдения суда. Адвокаты подготовили заявление о рассмотрении дела по месту жительства, оно будет направлено по адресу: переулок Соборный 2а в Службу судебных приставов.
Кроме этого Эмиль Курбединов направил электронным письмом жалобу в прокуратуру:
"27.07.2021 года в здании Южного окружного военного суда в районе 13 часов я не был допущен сотрудником ФССП Новиковым А.Ю. к своему подзащитному в отношении которого оставлялся протокол об админ правонарушении, что нарушило конституционное право гражданина Селимова Эскендера Анваровича. Он нуждается в переводчике, адвокате. Прошу провести соответствующую прокурорскую проверку и меры реагирования. Прошу снять с камер наблюдения первого этажа ЮОВС копии видео доказывающие мои доводы и факт указанного нарушения", - говорится в тексте жалобы.
Адвокат Эмиль Курбединов и слушатель. Фото: Крымская солидарность
Суд объявляет перерыв, следующее заседание 10 августа 10:00 до обеда, прокурор сообщает суду, что постарается чтобы был свидетель.
Пристав заметил как слушатель начал делать движения, характерные для фотофиксации. Тогда слушатель стал говорить, что не фотографировал, пристав пересказал, что слушатель сам его переспросил "нельзя фотографировать?", когда пристав собой закрыл подсудимых. Пристав также напомнил, что перед заседанием разъяснил слушателям, снимать нельзя, они могут вести только текстовые и аудио записи. Слушателя уводят для составления протокола по 18.3 КоАП.
Зашли в зал, у прокурор поиск занял полчаса. Заседание продолжено, прокурор предлагает просмотреть также видеозаписи, суд просит готовиться к следующему заседанию лучше.
Исследуется диск, секретарь открывает видеозапись, в видеоряде вверху указана дата 01.01.2016, время 00:22, наружная камера поясняет прокурор, снимает место где проводились халакаты, примечательных событий в первом видео не было. Следующий файл от 02.01.2016 17:46, звука нет, секретарь перематывает видео, комментариев прокурора не последовало. Следующее видео 01.01.2016 00:21 камера перед входом в помещение снимает людей, звука нет, прокурор не комментирует.
Судья снова уточняет какие моменты интересуют прокурора, прокурор отвечает, что не отвечал, считает, что видео можно перематывать большими кусками. В это время Тофик Абдулгазиев жестами пытается общаться со слушателями.
За 15 минут видео прокурор ни на что не обратил внимание суда, секретарь открывает следующий файл, снова вход в помещение, 02.01.2016 17:53, на видео ходят люди, курят, общаются, прокурор не комментирует.
Один из слушателей встал, начал активно жестикулировать, пристав вежливо разъяснил порядок когда можно будет помахать без удаления из зала, не мешая суду.
Секретарь переходит к следующему видео на диске, также перематывает фрагментами, также на видео вход в помещение, прокурор не комментирует. Судья Зубаиров оперся головой на руку, рассматривает беззвучный видеоряд. Секретарь открывает следующий файл 02.02.2016 20ч. быстро перематывает его и переходит к следующему 22.01.2016 21ч., прокурор периодически отвлекается от экранов, смотрит в свои записи. Следующий файл 28.01.2016 20ч., тот же вход, также прокурор не комментирует доказательство. Следующий 29.01.2016 19ч., та же камера, также без комментариев.
Судья Сапрунов оперся головой на руку и закрыл ладонью лицо, смотрит в стол.
Секретарь сообщает, что диск исследован. Судья Зубаиров напоминает прокурору, что необходимо готовиться к заседанию.
Фото: Крымская солидарность
Все снова зашли в зал, секретарь открыл другой диск, на нем папки с датами в названии июнь-июль 2016 года. Слушатели пытаются запланировать как они будут меняться, чтобы все смогли увидеть родственников, адвокат Рефат Юнус сообщил, что технических перерывов не должно быть, заседание запланировано до 13 часов. Пристав Хараханов вежливо разъяснил порядок, ответил на все вопросы родственников.
Судьи вернулись в зал, приступили к прослушиванию аудиозаписей, на первой большую часть составляет фоновый шум теле- или радио- передачи, далее слышен женский и детский голос. Суд уточняет какая часть интересует прокурора, секретарь перематывает фрагменты с женским голосом, в первой папке 11 файлов из 11 даже не содержали мужских голосов. Следующая папка, на аудио с большими помехами, в начале слышен мужской голос, по содержанию было похоже на молитву, а дальше одни громкие помехи. Суд снова уточняет у прокурора, что конкретно его интересует и в каких фрагментах записей. Нестеров поясняет, что что на дисках содержание ОРМ наблюдение полностью, необходимости прослушивать полностью нет, определенных данных на них нет, достаточно просто прослушать содержание также с перемотками до речи. Судья предлагает сделать перерыв, чтобы прокурор нашел интересующие его фрагменты.
- Рассказывать мне ничего не надо, то что вы оглашали в протоколе на этих дисках? Я в этом шипении ничего не услышал, могу дать минут 20-25.
Объявлен перерыв 20 минут.
Фото: Крымская солидарность
С получасовым опозданием состав суда вошел в зал, заседание началось. Суд освободил от участия в деле адвокатов по назначению, которые заявили об этом ходатайство.
Абдулкадыров выступая перед судом напоминает, что подсудимые в начале процесса заявляли отвод адвокатам по назначению так как они не знакомы с делом, не принимали в процессе участие и не могут представлять интересы подсудимых. Просит повторно освободить адвокатов по назначению, позиция консолидирована. Прокурор Нестеров считает, что необходимости освобождения адвокатов по назначению не имеется, просит отказать.
Судья Зубаиров очень тихо озвучивает решение, адвокаты по назначению также не всё расслышали, но не переспрашивали и остались.
Нестеров ходатайствует об исследовании том 35, лист 93, диски с ОРМ наблюдение. Судья Ридван Зубаиров оглашает свое мнение, что все уже допросили скрытого свидетеля "Фаритова", допрос которого не был закончен из-за технических неполадок ВКС, адвокат Эмиль Курбединов заявил возражение и обратил внимание суда на то, что прерывать допрос недопустимо, судья Зубаиров быстро выкинул фразу о том, что возражения будут занесены в протокол, а явка скрытого свидетеля при этом не обеспечена стороной обвинения.
Секретарь судебного заседания просматривает содержимое диска, на нем содержатся аудиофайлы (6 шт.), на компьютере секретаря возникают сложности с воспроизведением записей, предустановленные программы не могут их прочитать. Он пытается открыть их разными программами наугад и суд принимает решение объявить технический перерыв. В названии файлов "Каменка_21.05.2016…" и указано время.
В перерыве родственники из коридора пользуются возможностью зайти в зал.
В зале судебного заседания. Фото: Крымская солидарность
Не все родственники смогли пройти в зал из-за действующих ограничений в связи с пандемией. Включая корреспондента, впустили только 6 человек, рассадили в шахматном порядке. В зал зашли жена Биляла Адилова, мать Иззета Абдуллаева, супруга Владлена Абдулкадырова, дочь Тофика Абдулгазиева. В коридоре остались супруга Абдулгазиева и сын Адилова.
Подсудимые и группа поддержки в зале поприветствовали друг друга. Радость от встречи с родственниками фигуранты дела не скрывают и широко улыбаются всем пришедшим.
"Как обычно, нас с дочкой не пропускали на судебное заседание, на КПП всячески препятствовали, чтобы мы все-таки не прошли, хотя судья Зубаиров нам разрешает присутствовать в зале суда. И все же наши адвокаты помогли отстоять наше законное право, и мы прошли. Как только мы вошли в зал Сульбие стала искать своего баба (папу), а когда увидела, стала посылать ему воздушные поцелуи, и кричать ему как она его любит, и что очень соскучилась. Нам, конечно же, незамедлительно запретили общение. Пристав вставал между нами, закрывая собой Меджита, чтобы наша двухлетняя дочь не могла ему ничего сказать", - рассказала супруга Меджита Абдурахманова, которой удалось попасть на судебный процесс.
Родственники перед началом заседания. Фото: Крымская солидарность
Сегодня в Южном окружном суде судебные приставы тщательнее проверяют вещи посетителей, адвоката Лилю Гемеджи попросили вытащить из платка даже иголки, которые его держат и не позволяют ему скатываться на плечи.
Судья Зубаиров вернул адвокатов по назначению, которых в начале процесса освободил от участия в процессе, они ждут заседания перед залом. Решение об освобождении адвокатов по назначению не было оформлено письменно.
Фото: Крымская солидарность