Дата судебного заседания: 21/06/2021

Судебное заседание №41. Допрос скрытого свидетеля в подгруппе Ремзи Бекирова

16:22
Адвокаты обращают внимание на множество противоречий в показаниях анонима

Мария Эйсмонт ходатайствует об оглашении показаний свидетеля в части противоречий, поскольку свидетель утверждал, что опознавал Раима Айвазова и называл его мушрифом и организатором в судебном процессе, но при этом не упоминал его в показаниях следователю. 

Прокурор просит огласить конкретные противоречия. Защита поддерживает ходатайство. Подсудимые просят прокурора говорить яснее. 

- Мы не русские, нам не понятно, - шутит Шабан агъа Умеров.

- Я тоже не русский, успокойтесь, - парирует прокурор Колпиков.

Суд просит не пререкаться. Адвокат Легостов просит огласить ещё одну часть показаний, связанных с противоречиями. Суд удовлетворяет ходатайство Эйсмонт частично, а ходатайство Легостова - полностью. Легостов оглашает показания, данные на предварительном следствии и обращает внимание на то, что свидетель говорил о том, что Базаров являлся организатором, но позже ему переквалифицировали обвинение с организации на участие, о чем свидетель знать не мог. Тем не менее, он даёт показания согласно предъявленному в итоге обвинению. 

Эйсмонт спрашивает свидетеля, почему он поменял свои показания о Раиме Айвазове. Он говорит, что просто вспомнил. Адвокат напоминает ему, что ранее он говорил, что во время допроса у следователя помнил все лучше. 

- Кто вам дал указание вдруг узнать в Айвазове мушрифа? 

- Никто.

- Вы говорили правду здесь в суде или следователю? 

- Здесь.

- То есть следователю вы врали? 

- Нет, возможно просто волновался.

Легостов спрашивает, какие показания принять во внимание: данные на предварительном следствии в 19ом году или те, которые давал в 21ом году в суде. Свидетель называет вторые. 

- Как вы поняли, что Базаров не является руководителем террористической организации? 

- Ну как-то понял, точно не помню.

- А вы обращались с соответствующим заявлением? Может вы хотели что-то дополнить, что вроде как улучшает его положение? 

- Нет, не делал никаких заявлений.

Шабан Умеров спрашивает, каким образом Хизб-ут Тахрир собирался установить в России халифат, если по словам свидетеля для халифата нужно большинство мусульман, которого в России объективно нет. 

- Ну, в любом месте можно установить, где большинство мусульман... 

- То есть халифат можно установить и на даче? 

- Наверное... 

Айвазов говорит, что создаётся ощущение, будто свидетель болен амнезией, поскольку 2,5 года назад свидетель не указывал его даже как участника, при этом указывал организатором Базарова. Но вдруг в суде его озарило, что Базаров всего лишь участник, а сам Айвазов - целый организатор. Свидетель отвечает, что он нервничал, когда давал показания следователю. 

Адвокат Эдем Семедляев спрашивает, знает ли свидетель Руслана Сулейманова и как может его охарактеризовать. Тот отвечает, что он ещё один член Хизб-ут Тахрир. 

Суд отпускает свидетеля и объявляет перерыв на 20 минут. После перерыва прокурор оглашает несколько справок-меморандумов. Суд решает отложить заседание до завтра, но Риза Изетов просит дать ему возможность высказаться. Он просит предоставлять протокол судебного заседания частями после каждого заседания. Суд отказывает и откладывается до 11 утра завтрашнего дня. 

Фото: Крымская солидарность

14:13
Правозащитник Риза Изетов допрашивает свидетеля

Правозащитник Риза Изетов допрашивает свидетеля

- Ту мечеть, которую вы называете Богучар, Вы с определенной целью посещали? 

- Я уже отвечал: чтобы делать намаз.

- А иные мечети Симферополя по каким-то причинам не подходят вам для совершения намаза? 

- Да.

- Вы посещаете иные мечети Симферополя? 

- Не буду отвечать на этот вопрос.

- Вопрос не снят.

- Возможно, я посещаю другие мечети.

- А возможно, я и невиновен.

- Скажите, вы посещаете иные мечети? Да или нет? 

- Да.

- А с какой целью посещали мечеть Богучар? 

- С целью совершения намаза.

- А ко скольки людям кроме вас подходил Рустем? 

- Не помню. 

- Что в вас такого, что могло бы заинтересовать предполагаемого члена Хизб ут-Тахрир? Вы смелый, богатый, какой-то особенный? 

- Не знаю.

- Те разговоры, которые вёл с вами предполагаемый член Хизб ут-Тахрир вы где-либо слышали ещё? К вам подходил ещё кто-то с такими же темами в мечети? 

- Не знаю, не помню.

Изетов расспрашивает свидетеля об иерархии Хизб-ут Тахрир. Тот поясняет, что хизб - это тот, кто не приносил клятву. Как только он её принесет, он становится хизбием, а чтобы из хизбия превратиться в мушрифа, нужно изучить все необходимые книги и получить все знания. Свидетель путается в званиях членов Хизб ут-Тахрир и говорит, что ему никто этого не разъяснял. 

Изетов спрашивает свидетеля о нормах богобоязненности. Тот отвечает, что нужно соблюдать намаз и традиции. 

- Что такое шариат и кто его установил? 

- Это законы, в соответствии с которыми существует исламское государство. 

- А кто его устанавливает? Собрались мушрифы и давай устанавливать? 

- Нет, они были ниспосланы Всевышним. 

- Откуда такая информация? 

- Об этом говорили на халакатах.

- То есть до этого вы предполагали, что Ислам это что-то рукотворное? Какие представления тогда у вас были до этого? 

- Я об этом не знал, а на халакатах мне об этом рассказали.

- То есть вы поклонялись Господу как-то интуитивно? 

Изетов продолжает расспрашивать свидетеля о халифате, собраниях и религии, но суд снимает все его вопросы, как повторно направленный на выяснение ранее установленных обстоятельств. 

- Как вы относитесь к притеснениям крымских татар? 

- Не помню.

Суд продолжает снимать вопросы Изетова. Он возражает и обещает своё возражение направить письменно. 

Изетов пытается выведать у свидетеля подробности деятельности организации, выяснить цели и задачи. Свидетель отвечает из раза в раз одно и то же: он ходил учиться делать даваат. 

- Вопрос с лицами еврейской национальности. Что с ними не так? Есть иное решение противоположное истреблению? 

- Не помню.

- А что делать, если они примут Ислам? 

- Вопрос отклоняется.

- Что происходит с иноверцем, если он принимает Ислам? 

- Вопрос отклоняется.

- И всё-таки по поводу евреев. Касается всех лиц еврейской национальности или только сионистов? Боюсь, вы ошибаетесь, на этот вопрос Вы не отвечали.

- Я не помню. Мы до этого не дошли.

- Но помните, что их всех нужно убить? 

- Да.

- У вас достаточно селективная память.

- Последний вопрос: вы утверждаете, что в Конституции, указанной в конце книги, есть инструкция по установлению Халифата. Так ли это? 

- Нет. Там указывается, кто такой халиф и какие есть ветви власти... 

- Вы утверждали, что в Конституции есть указания, как устанавливать халифат. То есть в основном законе государства есть инструкция, как это самое государство устанавливать? 

- Не помню.

Изетов завершает допрос. 

Риза Изетов. Фото: Крымская солидарность

11:13
Базаров и Айвазов допрашивают свидетеля

Заседание начинается. В зале Южного окружного военного суда присутствуют адвокаты Эйсмонт, Семедляев, Шейхмамбетов и Легостов. Обвинение представляет прокурор Евгений Колпиков. Продолжается допрос скрытого свидетеля. 

Базаров просит свидетеля описать забор в мечети. Он говорит, что это сетка, но цвет не помнит. Входные ворота вроде чёрные, вспоминает он. Помнит, что внутри есть туалет и комната для омовения. Затем Базаров просит свидетеля описать беседку во дворе мечети. Он говорит, что она где-то посередине между ближайшим к мечети домом и самой мечетью. Базаров спрашивает, видел ли он её собственными глазами или на распечатках из материалов дела. Суд снимает вопрос. 

Свидетель говорит, что он посещал эту мечеть, но плохо помнит, где что находится, потому что последний раз заходил туда в 2016 году. Базаров спрашивает, не находится ли свидетель в тюрьме. Он отвечает отрицательно.

Свидетель не может точно назвать фамилию и имя Базарова, но знает, что его на самом деле зовут Фарход. Ни с кем из подсудимых свидетель в дружеских отношениях не состоял. После 2016 года отношений ни с кем не поддерживал. 

Базаров спрашивает, каких конкретно людей еврейской национальности хотели уничтожить присутствующие. Свидетель затрудняется ответить и говорит, что речь шла о целом народе, а не о конкретных людях. Он не может сказать, кто конкретно об этом говорил, но утверждает, что речь об этом шла на халакатах. 

- Вы говорили, что после занятий книги изымались. Как это происходило? 

- Я уже отвечал. Был Рустем Исмаилов, который отвечал за порядок. Он сам ходил и забирал книги. 

- Он был на всех встречах? 

- Не помню.

- Хорошо, когда не только не знаешь, ещё и не помнишь, прошу прощения, конечно.

Раим Айвазов расспрашивает свидетеля о литературе, которую изучали на халакатах, но тот уходит от ответов. 

Айвазов спрашивает, как, учитывая полтора-два часа, которое длилось занятие за промежуток в полгода удалось прочитать четыре книги, о которых свидетель говорил ранее. Свидетель точно не помнит. 

- Я правильно понимаю, что за полгода вы прошли четыре книги? 

- Я такого не говорил.

Свидетель говорит, что мушрифы раздали присутствующим проект конституции и сказали его изучить самим, но кто это был - он не помнит, как и любых других деталей. 

- Вы говорили про уничтожение еврейской нации. Помните ли вы литературу, в которой эта тема поднималась? 

- Помню, что нам говорили об этой книге на занятиях, но в какой именно книге это было не помню. 

- А собрания проходили по книге или по докладу? 

- И по книге, и по докладу. 

- А доклады были по литературе? 

- В основном да, но иногда они казались каких-то событий. 

- А что-то в докладах звучало по поводу захвата власти? 

- Нам говорили, что должен быть создан Халифат, должны претворяться в жизнь законы шариата. 

- А есть отличие между созданием Халифата и захватом государства? 

- Необходимо было собрать большое количество людей в партию, а потом выдвигать требования государству, потому что его политический строй не соответствует требованиям шариата

Риза Изетов просит объяснить, что значит фанатичность. Суд снимает вопрос. Изетов спрашивает, как Рустем Шейтхалиев организовывал собрание. Свидетель говорит, что не Рустем организовал, хотя ранее заявлял прокурору, что собрания организовывал как раз Шейтхалиев. Свидетель сомневается, но уточняет, что Шейтхалиев мушрифом не был. При этом ранее он говорил, что мероприятия организовывали только мушрифы. 

- Подобен ли был Рустем в своём функционале четырём организаторам? 

- Нет.

- Большое спасибо. Вы сказали, что на занятиях присутствовало не менее 15 человек? А почему такое число? 

- Было всегда по-разному, я точное количество уже не помню.

- То есть вы затрудняетесь определить количество лиц, участвующих в предполагаемых занятиях Хизб-ут Тахрир? 

- Я не считал, не помню.

- Я вас спрашиваю, вы затрудняетесь ответить, вы отвечаете "не помню".

- Я не затрудняюсь, я не помню. 

- Я спрашивал, почему именно 15, Вы ответили, что могло быть меньше. Вы можете констатировать число людей, которые были на занятиях? 

- Нет. 

- Кто-то говорил о норме присутствия людей на занятиях? 

- Нет, не помню

- Так нет или не помню? 

- Не помню. 

- А была какая-то периодичность? 

- Я уже отвечал на этот вопрос.

- То есть вы ставите знак равенства между халакатами и занятиями Хизб ут-Тахрир? 

- Да, это одно и то же.

- Успели ли вы затронуть все темы, которые изучались? 

- Вроде нет. 

Риза расспрашивает его о темах и их источниках, но свидетель в упор не понимает вопроса. В итоге он объясняет, что изучались темы из книг, но если происходила какая-то громкая новость, то обсуждали её. Как строилась структура урока он ответить не может, так как ходил недолго. Помнит, что мушриф сообщал тему, а потом читал доклад. 

- Есть некий доклад, допустим зачитал её мушриф Изетов. Говорит, вот есть тема, а потом читает главу из книги, правильно? 

- Ну, ещё вопросы задавались, правильно? 

- Правильно.

- Меня интересует не кто забирал книги, а почему забирались книги.

- Я не знаю.

- То есть вы даже не задавались вопросом? 

- Нет, но нам говорили, что если найдут эту литературу, то могут быть какие-то проблемы.

- А почему распечатки можно было забирать? 

- Не помню, но иногда мы их забирали.

Изетов просит объяснить, что это вообще были за распечатки, но свидетель не знает. Он спрашивает, использовалось ли в докладах что-то кроме литературы Хизб ут-Тахрир. Свидетель отвечает отрицательно. Количественный состав мусульман, необходимый для выдвижения требований властям свидетель назвать не может и говорит, что его уже спрашивали о количестве мусульман на территории Крыма. 

«Я только знаю, что большое количество должно быть, а сколько конкретно - не знаю», - поясняет свидетель. 

Суд объявляет перерыв до двух.

Раим Айвазов. Фото: Крымская солидарность