Дата судебного заседания: 20/04/2021

Судебное заседание №20. Допрос сотрудника ФСБ Рената Валиулина в пятерке Османа Арифмеметова

ХОД СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ
16:45
Ходатайство о сносе жилища Муединова из-за автомагистрали

Судья Корсаков предлагает на сегодня закончить на этом и продолжить зачитывание на следующем заседании. Обсуждается отмена ареста на жилище Муединова, которое хотят снести для постройки федеральной трассы. Прокурор поддерживает, защита возражает, так как Муединов не мог защитить свои права, находясь в тюрьме. Суд сообщает, что заочно уже было принято решение изъять у Муединова земельный участок. Возмещение за земельный участок размером 200 квадратных метров было определено в 93 тысячи рублей. При этом счет подсудимого заблокирован, так как он находится в списке экстремистов. 

После 10 минутного перерыва судья Корсаков постановил снять арест с земельного участка Муединова, таким образом, оно будет снесено. На этом заседание заканчивается, следующее назначено на 27 апреля в 10:00.

Яшар Муединов. Фото: Крымская солидарность

16:20
Прокурор цитирует стенограммы аудиозаписей

Государственный обвинитель дополнительно исследует заключение экспертов, а именно текст стенограмм. Местами по слогам прокурор приступает чтению, некоторые подсудимые засыпают за стеклом, в целом, его речь трудно воспринимать, как связный текст. Судя по всему, в стенограмме зафиксирован якобы разговор подсудимых на религиозные и исторические темы, используется много мусульманских терминов в речи. 

Фото: Крымская солидарность

16:02
Оглашение протокола обыска и осмотра у Шейхалиева

Обвинитель продолжает читать, на этот раз протокол обыска в жилище Шейхалиева в Каменке. Защитница Эмине Авамилева, проживающая в 500 метрах от подзащитного, заявляет, что ее пустили в дом только после окончания обыска, аргументируя это наличием государственного адвоката. А книги, со слов доверителя, могли легко подкинуть сотрудники правоохранительных органов, свободно разгуливающие по помещению. 

Были изъяты телефон и планшет Samsung, телефон Nokia, книги «Жизнеописание пророка Мухаммеда», «Священный Коран. Перевод смыслов», украинские и российские паспорта Шейхалиева. Протокол он подписать отказался. Адвокат Авамилева обратила внимание, что на этом осмотре понятой Гаголкин также присутствовал. Защитник Ладин добавляет, что этот понятой регулярно находит время на обыски и осмотры во всеобщее рабочее время, что ставит под сомнение его объективность ввиду средств к существованию. 

Шейхалиев Рустем. Фото: Крымская солидарность

15:38
Оглашение протокола обыска и осмотра у Муединова

Обвинитель переходит к протоколу обыска Муединова. При нем присутствовали супруга и дети подсудимого. Были найдены: флаг с арабской вязью, книги «Джаназа» (Обряд погребения - КС), «Жизнеописание пророка Мухаммеда», «Значение и смысл Корана», «Законы намаза», остальные предметы не имеют существенного значения для уголовного дела. Муединов подписал одну страницу протокола, отказавшись от остальных. Согласно протоколу осмотра, некоторые из изъятых книг являются запрещенными. 

Яшар Муединов. Фото: Крымская солидарность

15:24
Прокурор оглашает протокол обыска и осмотра у Арифмеметова

Обвинитель читает протокол обыска в доме Арифмеметова в селе Строгановке в Крыму. Дверь дома оперативники выломали, так там никого не было. Сотрудниками были найдены книги «Халифат», «Система управления в Исламе», мобильный телефон Nokia и фотоальбом Арифмеметова. Остальные предметы, по словам прокурора, интереса следствию не представляют.

Адвокат Гемеджи отмечает, что она была готова представлять юридические услуги Арифмеметову, но ее не пустили на обыск, а книги были подброшены. Ладин добавляет, что литература хранилась в неподходящих местах — его подзащитный никогда бы не позволил себе содержать религиозные книги в шкафу с одеждой.

В протоколе осмотра прокурор обращает внимание, что в фотоальбоме все же не было обнаружено значения для уголовного дела. Телефон Nokia не запустился, его не продолжили изучать.

Осман Арифмеметов. Фото: Крымская солидарность

15:22
Судебное заседание продолжилось

Прокурор предлагает продолжить исследовать протоколы обыска в домах подсудимых и заключение эксперта.

Венера Абдышаева заявляет, что ее подзащитный Яшар Муединов не изучал 40-й том. «Ну сейчас изучит!» — отвечает судья Корсаков.

Яшар Муединов и адвокат Венера Абдышаева. Фото: Крымская солидарность

14:03
Подсудимые допрашивают Валиуллина

Подсудимый Арифмеметов задает вопрос Валиулину на крымскотатарском. Суд угрожает ему удалением. Такую же процедуру повторяет Сулейманов. Лиля Гемеджи вызвалась перевести их речь, но суд отказал ей, так как она не переводчик. 

Подсудимый Муединов пытается выражаться на русском. 

Вы меня знаете? Или типа того?

— Помню во время проведения ОРМ, — смеётся свидетель. 

Валиулин утверждает, что тайный свидетель пришёл в ФСБ после задержания Исмаилова, у которого проводились собрания. 

Я вас не понимаю! — отвечает на следующие вопросы свидетель, — Вы же говорите по-русски! 

Валиулин не отвечает на вопрос подсудимого, суд позволяет это, ссылаясь на оценочное суждение. 

Сулейманов вновь задает вопрос на крымскотатарском. Суд ставит вопрос о его удалении, но затем сажает на место. Шейхалиев тоже тоже получает еще одно замечание. 

Суд освободил Рената Валиулина от дачи показаний. Объявляется перерыв до 15:10.

Адвокат Лиля Гемеджи и Руслан Сулейманов. Фото: Крымская солидарность

13:46
Судебное заседание продолжилось

«Видимо, техническая неполадка, новое здание», — сообщает суд о пожарной тревоге.

Рефат Юнус заканчивает свой допрос. Еще несколько вопросов имеется у адвоката Гемеджи. Свидетель отвечает на них: он не помнит, когда писалось заявление секретных свидетелей. Остались ли неустановленные лица на собраниях он не может из-за гостайны.

Зачем скрывать свидетелей, если методом исключения их можно вычислить? — выясняет Лиля Гемеджи. 

Изъявили желание, — отвечает Валиулин. 

То есть опасности не было?

— Я так не сказал.

У защитницы больше нет вопросов. Адвокат Ладин пытался задать вопрос, но суд не дал ему этого сделать, — «Ну давайте следователя вызовем и будем ему задавать вопросы, как он составлял дело! Все написано в материалах!» — оборвал Корсаков. 

Адвокат Юнус уточняет детали составления стенограммы — Валиулин получил диск, с помощью компьютера написал текст разговоров, а затем отправил их на исследование. 

Защитник Ладин уточняет, что диск был положен в конверт и заклеен. Свидетель противоречит себе, попеременно заявляя, что не помнит, как опечатывал конверт и, что это секретная информация. 

Фото: Крымская солидарность

12:59
Допрос обрывается объявлением пожара в здании

Защитник Эмине Авамилева узнает о фактах проявления нетерпимости и свержения конституционного строя Шейхалиевым. Валиулин уже лениво ссылается на материалы дела. У нее больше нет вопросов. Адвокат Юнус дополнительно выясняет о присутствии секретных свидетелей на собраниях. «Возможно присутствовали, это информация конфиденциальна». 

Свидетели утверждают, что наши подзащитные состоят в «Хизб ут-Тахрир», устанавливалось ли их участие в организации? 

— Да. 

— Почему они не задержаны как соучастники? 

— Изъявили дать показания, вышли из организации. 

— Как? 

— Заявление написали. 

— На чье имя? 

— Не помню. 

О данном заявлении Валиулин рассказать не может. Эта информация не секретна, но носит конфиденциальный характер. 

Это ваше мнение, — утверждает адвокат. 

Не мое. 

— А чье? 

— Не знаю. 

Подсудимые взрываются хохотом в «аквариуме». Выясняется, что тайные свидетели обратились в дежурную часть ФСБ, которая направила их к Валиулину для написания заявления о выходе из «Хизб ут-Тахрир». Он не знает, почему обратились именно к нему. 

Суд прерывается громким объявлением пожарной тревоги из колонок. «Внимание! Пожарная тревога! Срочно всем покинуть помещение!», — беспрерывно раздается в зале и коридорах суда несколько минут. Приставы говорят о технических неполадках.

Рустем Шейхалиев и Яшар Муединов. Фото: Крымская солидарность

12:57
Допрос свидетеля адвокатом Абдышаевой

К допросу приступает защитница Абдышаева. Она спрашивает о причине засекречивания свидетелей по делу. 

Как можно проводить допрос, когда вы не отвечаете ни на один вопрос? 

— Все в материалах ОРД находится. 

У адвоката больше нет вопросов. 

Адвокат Венера Абдышаева. Фото: Крымская солидарность

12:48
«У меня отличный слух, играю на гитаре». Свидетель Валиулин о составлении стенограммы.

Адвокат Ладин добавляет еще несколько вопросов. Отвечая на них, Валиулин говорит, что у него есть высшее образование, но он не может раскрыть специализацию, потому что он сотрудник ФСБ. 

Мы ежегодно проходим диспансеризацию, у меня отличный слух, играю на гитаре... — отвечает свидетель. 

Ну, мы рады за вас, наверняка это тоже секретная информация, — иронизирует адвокат. 

Суд недоумевает, какое специальное образование нужно для составления стенограммы, ссылаясь на секретаря в суде, которая тоже ее составляет без специфичного образования. 

По словам свидетеля, подсудимые не призывали к свержению власти, так как были задержаны ФСБ ещё до этого. У адвоката больше нет вопросов. 

Адвокат Алексей Ладин. Фото: Крымская солидарность

11:59
«Все в материалах дела». Допрос Валиулина защитниками Ладином и Юнусом

К допросу приступает адвокат Алексей Ладин. Он выясняет, что копии дисков аудиозаписей не проводились. Сам он опознание голосов подсудимых не проводил.

Несколько вопросов есть у защитника Рефата Юнуса. Свидетель поясняет, что ему известно о «Хизб ут-Тахрир». Организация, по его словам, В 1952 году была организована выходцами из террористической организации «Братья мусульмане», в 2003 году была запрещена на территории РФ в Верховном суде.

Какие преступные действия совершили наши подзащитные? — пытается узнать адвокат.

Валиулин рассказывает про 3 этапа «Хизб ут-Тахрир». Первый этап включает призывы. Свидетель утверждает, что Аметов совершал их, а подробнее отсылает к материалам дела. Защитник объясняет ему, что он свидетель и должен отвечать на вопросы , а не указывать на протокол. Он просит судью сделать Валиулину замечание за уклонение от вопросов. 

Удается узнать, что внедрение и документирование не проводились органами ФСБ. Адвокат пытается выяснить, как же тогда были получены аудиозаписи. Свидетель не может этого раскрыть, добавляя лишь, что использовалось ОРМ «наблюдение» и «опрос». «Голоса были получены техническим подразделением спецслужб», — поясняет он. 

Адвокат объясняет суду, что он пытается установить, на каком основании было возбуждено уголовное дело против его подзащитного, так как из открытых источников и опроса это не выходит. Корсаков снимает вопросы, так как сейчас неподходящая стадия процесса. 

Рефат Юнус узнает, что преступным действием подсудимых является участие в собраниях «Хизб ут-Тахрир». Адвокат выясняет подробности, 5 раз подряд Валиулин отвечает: «Все в материалах дела». 

Ваша честь, я прошу сделать замечание свидетелю, — обращается к суду защитник. 

Я Вам сейчас сделаю замечание! Перестаньте проверять память свидетеля! — отвечает председательствующий Корсаков. 

Первый этап «Хизб ут-Тахрир» включает подбор новых членов в организацию. Свидетель не зафиксировал данного действия за Аметовым, призывы к свержению власти были задокументированы, в частности на халакатах, в которых он участвовал (именно халакатами эти собрания определила экспертиза). Валиулину это известно из устава «Хизб ут-Тахрир». Выясняется, что в материалах дела этого документа нет. На вопрос — откуда свидетелю об этом известно, он отвечает: «Я не знаю». 

Суд снимает все вопросы про этапы «Хизб ут-Тахрир», так как свидетель не обладает достаточными познаниями в этой области. У Рефата Юнуса больше нет вопросов. 

Адвокат Рефат Юнус. Фото: Крымская солидарность

11:53
Лиля Гемеджи об установлении лиц подсудимых

Лиля Гемеджи спрашивает Валиулина, кому принадлежало домовладение, в котором проводились собрания «Хизб ут-Тахрир». Он называет фамилию Исмаилова. Адвокат пытается выяснить, когда подзащитные попали в поле зрения спецслужб. Валиулин не вел дело против Рустема Исмаилова, он не может ответить, кто им занимался.

Адвокат пытается выяснить, почему ФСБ не пресекли противоправную деятельность подозреваемых в 2016 году. 

Не были установлены лица, — тихо отвечает свидетель.

3 года устанавливали? — недоумевает Гемеджи.

Не вступайте в диалог со свидетелем! Задавайте вопросы по существу! — прерывает судья. 

На этом допрос заканчивается. 

Адвокат Лиля Гемеджи. Фото: Крымская солидарность

11:42
Прокурор несколько минут допрашивает свидетеля обвинения Валиулина

В зал вызван свидетель Ренат Валиулин. За трибуной стоит подтянутый человек с аккуратной причёской в тёмном костюме с галстуком и чёрной лицевой маской. Он старший оперуполномоченный капитан ФСБ.

Лично с подсудимыми он не знаком, но установил их личности в ходе ОРМ. В ходе них ему стало известно, что в поселке Каменка проводятся возможные сборы членов «Хизб ут-Тахрир» в 2016 году в частном доме. 

Аудиозаписи с прослушки были отправлены на экспертизу, которая подтвердила причастность участников собраний к запрещенной организации. Подробности раскрыть он не может, ссылаясь на гостайну.

Судья просит задавать прокурора вопросы по существу. Корсаков поясняет, что ему непонятно, зачем на данном этапе нужен допрос свидетеля. У обвинителя больше нет вопросов.

Фото: Крымская солидарность

11:31
Судебное заседание началось

В зале присутствуют адвокаты Авамилева, Ладин, Гемеджи, Юнус, Абдышаева. Председательствует судья Корсаков. В зале несколько слушателей — родственники подсудимых.

Заключенные жалуются, что Корсакова совсем не слышно, другой судья советует им «поменьше поболтать», чтобы лучше слышать.

Прокурор предлагает допросить свидетеля Валиулина в сегодняшнем процессе.

Адвокат Лиля Гемеджи оглашает возражение против решения суда на предыдущем заседании зачитывать данные вместо подсудимых, которым не позволяют выражаться на родном языке. «Удалив их из зала, суд фактически лишил их права», — комментирует защитница.

Также ей было вынесено замечание за то, что она указала — ознакомление с материалами уголовного дела подсудимыми лежит на суде и следствии, а не адвокатах. Она считает это грубым нарушением. Возражение приобщено к материалам дела.

Супруги Руслана Сулейманова и Энвера Аметова ожидают начала судебного процесса. Фото: Крымская солидарность