27 марта 2019 года в Крыму проходили самые массовые обыски в домах крымских мусульман за последние десятилетия. Следственные действия проводили в Каменке, Строгановке, Белом – это поселки, в которых преимущественно живут крымские татары. На местах работали сотрудники ФСБ, ОМОНА, Росгвардии, полиции, ДПС.
К вечеру были задержаны 20 крымских мусульман по подозрению в причастности к международной политической партии «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»: Абдуллаев Иззет Мустафаевич (1986 г.р.), Абдулгазиев Тофик Султанович (1981 г.р.) , Абдурахманов Меджит Анафиевич (1975 г.р.), Адилов Билял Абдурахманович (1970 г.р.) , Аметов Энвер Эсфиндиярович (1975 г.р) , Базаров Фарход Эгамбердиевич (1986 г.р.), Бекиров Аким Экремович (1988 г.р.), Газиев Сервет Абдураимович (1960 г.р.), Гафаров Джемиль Абдуллаевич (1962 г.р.), Изетов Риза Мустафаевич (1979 г.р.), Каримов Алим Эгамбердиевич (1994 г.р.), Муединов Яшар Сейфетдинович (1968 г.р.), Муртаза Сейран Кемадинович (1983 г.р.), Османов Эрфан Серверович (1982 г.р.), Сейтхалилов Рустем Нариманович (1984 г.р.), Сейтабдиев Сейтвели Эскендерович (1994 г.р.), Сулейманов Руслан Серверович (1983 г.р.), Умеров Шабан Иззетович(1969 г.р.), Шейхалиев Рустем Динарович (1979 г.р.), Яников Асан Алиевич (1986 г.р.).
Еще троих человек спецслужбы объявили в розыск. Но уже 28 марта 2019 года они отчитались о задержании еще троих крымских татар в городе Аксай Ростовской области — Абдулкадырова Владлена Васильевича (1979 г.р.), Бекирова Ремзи Рустемовича (1985 г.р.), Арифмеметова Османа Фератовича (1985 г.р.).
Это гражданские журналисты объединения «Крымская солидарность», которые выезжали в Россию для освещения судебных процессов по политически мотивированным уголовным делам ранее арестованных крымских мусульман.
28 марта 2019 года Киевский районный суд Симферополя арестовал до 15 мая 2019 года всех задержанных, избрав им меру пресечения в виде помещения под стражу.
В ночь с 16 на 17 апреля 2019 года Раим Айвазов был задержан при пересечении российской границы КПП «Каланчак». Более 12 часов с ним не было связи. Во второй половине дня Раим Айвазов связался с родной сестрой и сообщил, что он находится на бульваре Франко и задержан сотрудниками ФСБ. Ему вменяют статью 205.5.2 часть вторую УК РФ и включают в состав уголовного дела по задержанным 27 марта 2019 года 23 крымским татарам мусульманам.
18 апреля 2019 года Киевский районный суд Симферополя избрал в отношении Раима Айвазова меру пресечения в виде содержания под стражей, он также стал обвиняемым по данному делу. На суде адвокат Раима – Мария Эйсмонт заявила о пытках подзащитного.
10 июня 2019 года в поселке Строгоновка под Симферополем был задержан Эскендер Сулейманов, брат политзаключенного Руслана Сулейманова, арестованного в ходе массовых обысков 27 марта 2019 года. Следователь Сергей Махнев, возглавляющий следственную группу по второму симферопольскому «делу Хизб ут-Тахрир» в ходе обыска заявил, что дело Эскендера Сулейманова объединят с уголовным делом, по которому проходит его родной брат.
Таким образом, «вторая симферопольская группа» была доведена до количества 25 человек.
Изначально арестованным Ремзи Бекирову, Ризе Изетову, Руслану Сулейманову, Фарходу Базарову и Шабану Умерову инкриминировали ч. 1 ст. 205.5 УК РФ (организация деятельности террористической группы). Остальным задержанным вменили участие в деятельности террористической организации (ч. 2 ст. 205.5 УК РФ). Позже фигурантам второго симферопольского дела «Хизб ут-Тахрир» предъявили обвинения в подготовке к свержению конституционного строя (ч. 1 ст. 30 и ст. 278 УК).
21 августа 2020 года политзаключённому Раиму Айвазову переквалифицировали обвинение с части второй статьи 205.5 УК РФ («участие в деятельности террористической организации») на часть первую статьи 205.5 УК РФ («организация террористической деятельности»), что подразумевает срок заключения вплоть до пожизненного лишения свободы в колонии строгого режима. Об этом «Крымской солидарности» сообщила адвокат Мария Эйсмонт, представляющая интересы Айвазова.
22 августа 2020 года активисту «Крымской солидарности» Руслану Сулейманову предъявили новое обвинение. Следствие переквалифицировало его с первой части на вторую часть по статье 205.5 («участие в террористической организации»). Об этом сообщила его адвокат Лиля Гемеджи.
На данный момент все участники данной группы находятся в СИЗО-1 и СИЗО-5 Ростова-на-Дону.
Многие из задержанных являлись активистами общественного правозащитного движения «Крымская солидарность», известного своей активной работой по защите жертв политических преследований в Крыму. Среди них – правозащитники, гражданские журналисты, волонтеры.
По мнению адвокатов, которые работают с данной категорий дел, на протяжении всего следствия не представлено ни единого доказательства вины и причастности подсудимых к террористическим актам или насилию.
В основу обвинительного приговора легли показания «секретного свидетеля» и выводы религиоведческой экспертизы. Примечательно, что религиоведческая экспертиза выполнена экспертами в области культурологии и филологии, не имеющих глубоких познаний в религии, в частности, в Исламе.
Согласно материалам дела, обвиняемые не имели оружия, взрывчатки, боеприпасов, не планировали совершать террористический акт и не призывали других к осуществлению террористических действий. Отсутствуют какие-либо доказательства свидетельствующие о попытке свержения конституционного строя Российской Федерации и захвата власти. Материалы дела содержат аудиозаписи, на которых зафиксировано, что осужденные вели дискуссии на религиозные и политические темы. Что фактически и явилось единственным доказательством совершения ими преступления террористического характера.
На сегодня в Крыму по подобным обвинениям арестовано, находится под следствием и осуждено уже около 70 человек. Количество людей, которых приговаривают к десятилетиям заключения, при том, что даже по версии следствия они не совершали, не готовили и не планировали никаких террористических актов будет только расти. Потому что арестов по этим обвинениям в Крыму с каждым годом всё больше.
По мнению правозащитного центра «Мемориал», который более 15 лет наблюдает за различными формами давления на мусульман в России, а после 2014 года и в Крыму, «государственная пропаганда использует и усугубляет бытовую исламофобию, сращивает ислам и терроризм в сознании обывателя. Гражданский контроль за такого рода преследованиями минимален, спецслужбы получают возможность многократно завышать показатели раскрываемости террористических преступлений (собственную полезность), манипулируют представлениями о террористической угрозе, подменяют реальную антитеррористическую борьбу имитационной. После появления ст. 205.5 в УК РФ «раскрытие» серийных дел о членстве в ХТ предельно упростилось, для достижения «высоких результатов» (десятки осуждённых) требуются минимальные усилия. В то же время, в последние годы именно антитеррористическими соображениями объясняется принятие законов, ограничивающих конституционные права граждан. Таким образом, антитеррористические имитации работают на упрочение субъектами власти властных полномочий.
Однако этим не исчерпывается политический мотив преследования мусульман в аннексированном Крыму. За 4 года аннексии Крым вошёл в тройку регионов с самыми масштабными преследованиями участников ХТ российскими властями. Целью российских силовиков стала исторически нелояльная группа — крымские татары (за редкими исключениями все фигуранты дел об участии в ХТ идентифицируют себя с этой национальностью). Упрочение власти в регионе достигается как арестами, так и десятками обысков в домах и мечетях», - говорится на сайте «Мемориала».
Данная волна преследований в России началась 14 февраля 2003 года, когда Верховный Суд, рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Генерального прокурора РФ, признал террористическими 15 исламских организаций и запретил их деятельность на территории РФ. Одной из запрещенных организаций стала «Хизб ут-Тахрир». В мотивировочной части решения ВС РФ отсутствуют какие-либо данные о террористической деятельности «Хизб ут-Тахрир» - в соответствии с определением терроризма, данным в Уголовном Кодексе РФ и Федеральном Законе РФ «О борьбе с терроризмом» от 03.07.1998, что является очевидным основанием для признания этого решения необоснованным. Несмотря на то, что организация «Хизб ут-Тахрир» с момента создания (1953 год) не совершила ни одного теракта, в России она признана террористической, а её членов необоснованно судят как террористов.
Антиэкстремистское и антитеррористическое законодательство России последовательно превращается в репрессивный инструмент борьбы с инакомыслием и мирными собраниями. Первым обвиняемым по делу «Хизб ут-Тахрир» был гражданин Узбекистана Касымахунов Юсуп Салимахунович. Он был задержан 13 февраля 2004 г. в Москве.